В рамках деятельности по перевалке экспортируемого зерна общество заключило агентские договоры с двумя ИП. По условиям этих соглашений ИП должны были искать потенциальных клиентов и выполнять иные поручения, а организация — выплачивать им вознаграждения.
По результатам налоговой проверки ИФНС пришла к выводу, что фирма неправомерно включила в расходы суммы вознаграждений, начисленных агентам, в связи с чем доначислила организации 10 млн рублей налога на прибыль, пени и штраф.
По мнению инспекции, представленные обществом документы не подтверждают правомерность учета расходов. В частности, до заключения агентского договора с ИП общество уже имело договорные отношения с контрагентами, а с участием ИП эти договоры были просто перезаключены. Инспекция указала, что отчеты агента формальные, никакой документации, подтверждающей реальную встречу с потенциальными клиентами, представлено не было. Кроме того, функции, возложенные на агентов, выполняли сотрудники компании. При этом агентское вознаграждение за 2016 год было соизмеримо с общим фондом оплаты труда на 170 человек.
Однако указанные доводы суды трех инстанций не убедили (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.06.2020 № Ф08-2135/202). Судьи отметили, что в фирме отсутствовала должность сотрудника по поиску клиентов, поэтому привлекли агентов. В отношении соизмеримости размера агентского вознаграждения и ФОТ суды указали, что агентское вознаграждение включается в цену оказываемых услуг. То есть расходы на выплаты агентам несет контрагент.
При этом суды учли, что в действиях компании и ее агентов действительно присутствовала деловая цель. Для общества она выражалась в получении выручки от объема продаж, а для агента — в соразмерном увеличении вознаграждения.