ООО и АО заключили договор аренды помещений. Однако АО отказалось от него в одностороннем порядке и не подписало акт приемки-передачи объектов.
ООО обратилось в суд с иском о взыскании с АО 1,4 млн рублей гарантийного взноса по договору аренды, неустойки за просрочку перечисления взноса, убытков, полученных из-за отказа принять помещения по акту, а также об обязании АО принять объекты.
Суды трех инстанций иск удовлетворили. Они отметили, что так как арендатор уклонился от приемки помещений и не уплатил гарантийный взнос, а по условиям заключенного договора у него не было права на односторонний отказ, то он должен выполнить обязательства по договору.
Однако Верховный Суд РФ (Определение от 26.06.2020 по делу № 305-ЭС20-4196) с нижестоящими инстанциями не согласился и указал, что при отказе арендатора от приемки помещения предметом присуждения может быть обязанность уплатить денежную сумму арендодателю. Обязание арендатора, утратившего интерес к договору аренды, принять объекты, противоречит существу права арендатора и положениям ст. 308.3 ГК РФ.
ВС также пояснил, что АО, как утратившая интерес к сделке сторона, вправе инициировать расторжение договора при условии компенсации убытков другой стороне (п. 3 ст. 310 ГК РФ). При этом в данном случае обеспечительный платеж должен носить зачетный характер и по отношению к арендной плате, и к возможным убыткам арендодателя.
С учетом приведенных обстоятельств ВС отказал ООО в обязании АО принять помещения. В остальной части дело направлено на новое рассмотрение. Судам нужно установить, покроет ли сумму предъявленных к взысканию убытков размер гарантийного взноса.