Житель Томска работал охранником по срочному трудовому договору в частном охранном предприятии (ЧОП). Договор заключался на 12 месяцев и ежегодно продлевался начиная с 2008 года. Так продолжалось до 2019 года, когда работодатель отказался продлевать договор и расторгнул его, ссылаясь на окончание срока соглашения. Бывший сотрудник обратился в суд и иском о признании договора бессрочным.
Но суды двух инстанций встали на сторону ЧОПа, так как согласно абз. 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ срочный договор можно заключать для проведения заранее известной по продолжительности работы. У предприятия был заключен контракт с нефтяной компанией на охрану определенного объекта, поэтому организация не могла гарантировать своим охранникам постоянную занятость. По мнению судей, ежегодное заключение нового договора еще не означает, что трудовые отношения бессрочные.
Работник подал жалобу в Конституционный Суд. По мнению заявителя, абзац 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ не соответствует Конституции РФ, так как позволяет работодателю произвольно увольнять работников. КС РФ не нашел нарушений основного закона в абз. 8 ч. 1 ст. 59 ТК РФ, но отметил, что заключать срочное соглашение на этом основании правомерно, только когда известно, что работа конечна и работодатель не может гарантировать работнику постоянную занятость.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РФ от 19.05.2020 № 25-П
«По делу о проверке конституционности абзаца восьмого части первой статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.А. Сысоева»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"