ФНС ответила на обращение по поводу правомерности обложения НДФЛ сумм, выплаченных супруге бывшего работника, скончавшегося в ДТП по дороге к месту работы.
По письменному заявлению женщины и в соответствии с положениями коллективного договора ей выплачены:
- материальная помощь на погребение мужа;
- единовременная матпомощь;
- компенсация морального вреда.
При единовременной помощи и компенсации морального вреда организация удержала НДФЛ. Посчитав данное удержание неправомерным, супруга покойного обратилась в ФНС.
Служба предоставила следующие разъяснения.
Список освобождаемых от налога доходов приведен в ст. 217 НК РФ. В абзаце втором п. 8 ст. 217 НК РФ в качестве таковых названы единовременные выплаты (в том числе матпомощь), производимые родственникам скончавшегося работника.
При этом на основании пункта 8 ст. 217 НК РФ освобождаются от налогообложения суммы единовременных выплат (в том числе в виде матпомощи), осуществляемых на одном основании.
В данной ситуации обе выплаты — матпомощь на погребение и единовременная матпомощь в связи с несчастным случаем на производстве — относятся к категории единовременных. Поэтому они обе отвечают условию освобождения от НДФЛ. Таким образом, удерживать НДФЛ с указанных выплат не нужно.
Что касается обложения налогом компенсации морального вреда, ФНС отметила, что ст. 237 ТК РФ обязывает работодателя возмещать моральный вред члену семьи работника, только если он причинен неправомерными действиями или бездействием работодателя, то есть в случае если смерть работника наступила вследствие несчастного случая на производстве.
Рассмотрев представленный компанией акт о несчастном случае, налоговики сделали вывод о невиновности организации. Бывшему сотруднику был предоставлен автомобиль с водителем, по вине которого произошло ДТП. Но шофер являлся сотрудником другой организации, с которой компания заключила договор о перевозке. Следовательно, работодатель в аварии не виноват и, значит, норму ст. 237 ТК РФ здесь применить нельзя.
Не сработает в данном случае и порядок, установленный в ГК РФ ст. 151 и 1101, поскольку для определения размеров компенсации необходимо установить степень вины нарушителя, которой здесь не усматривается. А поскольку отсутствует соответствующий судебный акт, никаких оснований для выплаты компенсации морального вреда у компании не было, так как нарушителем в понимании ст. 1101 ГК РФ она не является.
Таким образом, для целей налогообложения необходимо определиться с правовым статусом данной выплаты, так как с точки зрения ФНС считать ее компенсацией морального вреда нельзя.
ПИСЬМО ФНС РФ от 28.02.2020 № СД-4-3/3456
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"