Бухгалтер микрофинансовой организации неоднократно перечисляла деньги со счета компании на свой личный банковский счет.
По результатам проведенной работодателем проверки этот факт был выявлен, после чего компания обратилась в суд, чтобы взыскать с женщины неосновательное обогащение по ГК РФ.
Главбух с обвинениями не согласилась. Она пояснила, что деньги списывала по заданию руководства, и в данном случае вообще неприменимы нормы ГК РФ о неосновательном обогащении, поскольку между сторонами сложились трудовые отношения.
Суд первой инстанции согласился с женщиной в том, что отношения по возмещению работником ущерба, причиненного работодателю, регулируются нормами трудового законодательства. Однако апелляция это решение отменила, сославшись на доказанность факта неосновательного обогащения.
Верховный Суд РФ (Определение от 17.02.2020 № 85-КГ19-12) усмотрел нарушение в выводах нижестоящего суда и разъяснил, что обязанность возмещать причиненный работодателю ущерб, в том числе в случае заключения соглашения о добровольном возмещении материального ущерба, возникает в связи с трудовыми отношениями. Такие споры рассматриваются в соответствии с ТК РФ.
При этом договор о полной матответственности бухгалтера в деле представлен не был. В трудовом договоре также отсутствовали соответствующие положения. Кроме того, ВС указал, что обязательное условие для возложения на сотрудника матответственности – это определение реального размера причиненного ущерба, чего сделано не было.
С учетом приведенных обстоятельств ВС направил дело на новое рассмотрение.