Компания обратилась в ФСС за выделением средств на выплату соцпособий. В связи с этим фонд назначил камеральную проверку правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В рамках проверки у компании истребовали штатное расписание, табели учета рабочего времени, положения об оплате труда и расчет по страховым взносам. Фирма не согласилась с требованием фонда и обратилась в суд. По мнению истца, фонд мог получить необходимую информацию в ФНС и ПФР в порядке межведомственного взаимодействия.
Суд первой инстанции встал на сторону работодателя. Арбитры посчитали, что указанные документы не подтверждают расходы на выплату соцпособий, следовательно, не соответствуют Федеральному закону от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
Апелляция отменила решение суда первой инстанции. В связи с этим компания подала кассационную жалобу в окружной суд, который признал правоту контролирующего органа.
Выяснилось, что согласно представленным страхователем расчетам к листкам временной нетрудоспособности средний заработок работника был ниже минимального размера оплаты труда, в связи с чем пособие было начислено исходя из МРОТ. Однако в распоряжении фонда находилась информация, свидетельствующая о несоответствии данных о размере заработной платы. В связи с этим фонд и запросил спорные документы.
Законом № 255-ФЗ предусмотрено, что при рассмотрении обращения страхователя о выделении средств на выплату соцпособий фонд вправе проверить правильность и обоснованность расходов, а также затребовать дополнительные сведения и документы. Перечень указанных документов установлен Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н, и он не является исчерпывающим. Вопрос о необходимости предоставления каких-либо иных документов решается фондом индивидуально, в зависимости от конкретных обстоятельств, выявленных в ходе проверки.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.08.2019 № Ф02-3040/2019 Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"