Минфин уполномочен давать письменные разъяснения российского налогового законодательства всем заинтересованным лицам. Министерство делает это посредством писем.
В то же время в этих письмах нет правовых норм, они не устанавливают, не меняют и не прекращают действия норм, не регистрируются в соответствии с правилами, прописанными кабмином для нормативных актов.
Выходит, письма Минфина РФ, не отвечая критериям, установленным для законов, не имеют юридической силы. Это подтверждает Постановление Пленума ВАС РФ от 16.01.2007 № 12547/06.
Положения, указанные в письмах, нельзя рассматривать как устанавливающие правила для налоговиков, плательщиков или судов. Фактически, заявляют специалисты Минфина, их разъяснения необязательны к применению всеми указанными категориями лиц. Они носят только разъяснительный характер и не препятствуют руководствоваться законами в трактовке, которая отличается от трактовки финансистов.
Кроме того, письма финансистов и налоговиков, присутствующие в базах документов, содержат ответы на конкретные вопросы, но зачастую в них нет текстов самих вопросов, а значит, и трактовать ответ можно неверно.
Плюс ответы на конкретные обращения адресованы определенным заявителям, а значит, распространять описанные в них заключения на все прочие случаи плательщик может только под свою ответственность.
При этом если плательщик выполнит разъяснения, которые адресовали не ему, то недоимку, получившуюся из-за выполнения разъяснений финансистов, начислят все равно. Не исключат и вину плательщика в налоговом преступлении, совершенном из-за выполнения таких разъяснений.
Опираясь на вышесказанное, специалисты Минфина подчеркивают, что налоговики не обязаны руководствоваться их письменными разъяснениями для конкретных лиц. Инспекторам стоит следовать лишь письмам, адресованным непосредственно ФНС РФ.
ПИСЬМО Минфина РФ от 24.07.2019 № 03-02-08/55114
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"