Для этого Верховному Суду РФ понадобилось отменить письмо Минфина РФ от 21.07.2017 № 09-04-04/46799, в котором говорилось, что любая переуступка права требования по госконтрактам является нарушением бюджетного законодательства.
С заявлением о признании этого письма недействующим в ВС РФ обратились несколько компаний. Объяснили, что они предоставляют предприятиям и предпринимателям займы, в том числе под уступку ими своих прав требовать оплату по исполненным госконтрактам. Однако когда компании предъявляют заказчикам-должникам приобретенное требование, те отказываются платить, ссылаясь на данное письмо.
Таким образом, оно обрело нормативные свойства, поэтому может быть признано недействительным.
По существу же его нужно признать таковым, поскольку оно противоречит ГК РФ: кодекс не запрещает цессию в госзакупках, что подтвердил ВС РФ (п. 1 ст. 382 и п. 1, 2 ст. 388, п. 17 Обзора судебной практики ВС РФ от 28.06.2017 и п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 21.12.2017 № 54). Притом закон № 44-ФЗ и БК РФ данный вопрос прямо не регулируют. Следовательно, необходимо опираться только на нормы ГК РФ.
Верховные судьи согласились с этой позицией и признали письмо недействующим со дня его принятия.
РЕШЕНИЕ Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № АКПИ19-112
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»