ИФНС в ходе выездной проверки решила, что компания занизила внереализационные доходы на сумму около 100 млн рублей. Она указала в отчетности, что вернула физлицам ранее полученные от них денежные средства. Однако по убеждению инспекции, в реальности деньги не возвращались. Поэтому должны быть включены в налогооблагаемую базу.
Компания обратилась в суд и в подтверждение возврата денег предъявила:
- договоры;
- соглашения о расторжении договоров;
- заявления на возврат денежных средств;
- расходные кассовые ордера.
Инспекция со своей стороны принесла в суд только протоколы допроса указанных физлиц, в которых они отрицали, что компания вернула им деньги.
Суд решил, что позиция ИФНС, построенная на одних свидетельских показаниях, неубедительна. Такие показания являются исключительно источником информации, но не могут служить основанием для начисления налогов. Они должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, которые ИФНС не представила.
Причем инспекция видела, что свидетельские показания расходятся с документами. Однако не предприняла никаких попыток выяснить причину расхождений между сведениями, которые содержатся в первичных документах, и информацией, которую лица сообщили в ходе допроса.
Таким образом, то обстоятельство, что возврат физлицам денежных средств был фиктивным, налоговики не доказали. Поэтому их решение о доначислении налога признается недействительным.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 01.04.2019 № Ф05-3173/2019
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»