Предприниматель применял УСН с объектом обложения «доходы». Он занимался сдачей в аренду банкетного зала.
В декларации бизнесмен отразил выручку в размере 1,2 млн рублей. В подтверждение он приложил нотариально заверенные копии журнала кассира-операциониста. Из них следовало, что стоимость услуг аренды банкетного зала для проведения одной свадьбы колебалась от 10 до 45 тыс. рублей и устанавливалась с учетом родственных и дружеских отношений с клиентами, а также их материального положения.
ИФНС посчитала, что заявленная сумма недостоверна, так как не подтверждена документально.
1. Предприниматель должен был вести книгу учета доходов и расходов по форме, утвержденной Минфином РФ (ст. 346.24 НК РФ).
2. Он зарегистрировал в инспекции ККТ. Поэтому должен был подавать в инспекцию акты снятия показаний по форме № КМ-2, но не делал этого.
3. В случае неприменения кассы ему следовало выдавать бланки строгой отчетности и иметь их экземпляры в качестве подтверждения суммы дохода. Однако и они отсутствуют.
4. Представленный журнал кассира-операциониста не содержит информации о применяемой ККТ, о лице, ответственном за ведение журнала, а также нет подписей кассира-операциониста либо самого предпринимателя.
5. Суммы в журнале расходятся с показаниями свидетелей. Три клиента в объяснениях пояснили, что заплатили за аренду зала 80, 80 и 70 тыс. рублей. Между тем на те даты в журнале кассира-операциониста отражено поступление 30, 30 и 20 тыс. рублей соответственно.
При таких обстоятельствах ИФНС вправе определить сумму дохода и налога расчетным путем (пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Инспекторы выяснили, что в банкетном зале за год было проведено 58 свадебных мероприятий. Средняя рыночная цена проведения одной свадьбы: 76 667 рублей (80, 80 и 70 тыс. рублей / 3). Таким образом, предприниматель получил за год 3 986 684 рубля. Сумма налога к доначислению – 195 тыс. рублей плюс штраф 39 тыс. рублей.
Суд поддержал инспекцию.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 01.03.2019 № 308-ЭС19-642
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»