Компания уволила сотрудника за прогулы. Он обратился с жалобой в трудовую инспекцию. Проверяющие пришли в компанию и провели внеплановую документарную проверку.
По ее итогам трудовые инспекторы решили, что увольнение было проведено с нарушением процедуры применения дисциплинарного взыскания (ст. 193 ТК РФ).
Поэтому выдали компании:
- предписание об устранении нарушений путем отмены приказа о прекращении трудового договора;
- постановление о назначении штрафа 30 тыс. рублей за нарушение трудового права (ст. 5.27 КоАП РФ).
Организация не согласилась с обоими документами и оспорила их в суде.
По ее мнению, трудовая инспекция превысила свои полномочия по итогам проверки.
Дело в том, что между компанией и бывшим сотрудником возникли разногласия по вопросу правомерности его увольнения – это является индивидуальным трудовым спором в соответствии со ст. 381 ТК РФ.
По закону таковым признается в том числе спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим с ним в трудовых отношениях, о котором заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров – комиссию по трудовым спорам или суд.
Государственная инспекция труда органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров не является и заменить его не может. Следовательно, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, инспекция вправе лишь выявлять правонарушения, но не решать трудовые споры.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях компании состава правонарушения.
Верховный Суд РФ поддержал компанию.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 18.01.2019 № 19-АД18-32
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"