Компания — исполнитель госконтракта отразила в декларации по НДС сумму аванса, переведенного заказчиком на спецсчет в казначействе. Через год фирма передумала и сдала корректирующий отчет, исключив из налоговой базы предоплату. Инспекторы свежее решение налогоплательщика не оценили и доначислили налог и пени.
Компания обратилась в суд и убедила первые две инстанции, что предоплата не является авансом в контексте норм об НДС, так как ею невозможно распоряжаться по собственному усмотрению. Арбитры даже подкрепили свою позицию выдержками из закона о бюджете и о казначейском сопровождении, однако выводы сделали неверные, как позднее постановила кассация.
Фемида установила, что аванс перечислялся на спецсчет по условиям контракта, им же установлено, что списываются средства только после подписания актов выполненных работ. Кроме того, нормы ГК РФ не ставят в зависимость характер предварительной оплаты от возможности ею полно распоряжаться. В связи с этим формировать базу по НДС и учитывать налог с указанного аванса нужно в общеустановленном порядке. Решения нижестоящих коллег окружные судьи отменили.