Во время проведения выездной проверки инспекторы изъяли документы налогоплательщика, что послужило поводом для обращения последнего в суд. Фирма настаивала на том, что выемка не обоснованна: все необходимые для контрольного мероприятия бланки и регистры им уже были предоставлены добровольно. Претензии компании вызвало также участие в проверке лица не из состава проверяющих, а именно замначальника инспекции. Кроме того, изъяты были непрошитые и непронумерованные документы, в том числе за непроверяемые периоды.
Судьи возмущения налогоплательщика не поддержали, напомнив, что в соответствии с НК РФ для осуществления выемки достаточно мотивированного постановления инспектора, проверяющего фирму. Поводом могут послужить возникшие у должностного лица подозрения, что оригиналы имеющих значения бумаг могут быть искажены или уничтожены. При этом инспектор не обязан ссылаться на конкретные факты и источники информации, послужившие поводом для таких подозрений.
Как установила Фемида, компания проигнорировала около 20 требований о предоставлении документов, а в рамках выездной проверки предоставила налоговой данные учетных регистров без аналитической расшифровки. Кроме того, инспекторы обнаружили, что равнозначные экземпляры одного договора, проверяемого с контрагентом, имели различия в оформлении. По мнению судей, расхождения действительно не внушают доверия к налогоплательщику.
Претензии фирмы к участию замначальника ИФНС в проверке суд также счел необоснованными. Контроль качества проведения проверочного мероприятия входит в обязанности руководства инспекции и не может расцениваться как нарушение процессуальных норм. Согласились судьи и с тем, что прошивать и нумеровать 8 тыс. листов документов было неэффективно, поэтому проверяющие правомерно упаковали их в полиэтиленовые пакеты в присутствии понятых, после чего заклеили и опечатали.
Все инстанции, вплоть до ВС РФ, подтвердили законность действий инспекции.