Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Кинопрокат спас компанию от доначислений

ИФНС начислила компании 47 млн рублей по налогу на прибыль за 2012–2014 годы.
Причиной послужило то, что, по мнению инспекции, фирма неправомерно единовременно отнесла к расходам затраты на создание аудиовизуальных произведений фильмов, в то время как их следовало списывать через амортизацию.

Компания оспорила это решение.

Спор в суде свелся к установлению срока полезного использования фильмов: больше он 12 месяцев или меньше. Дело в том, до 01.01.2014 редакция пп. 7 п. 3 ст. 257 НК РФ не содержала императивного определения фильма в качестве нематериального актива (НМА) применительно к расчету налога на прибыль. Поэтому вопрос о квалификации фильма как НМА решался посредством установления наличия или отсутствия признаков НМА у конкретного фильма, в том числе использование его свыше или менее 12 месяцев. После 01.01.2014 аудиовизуальные произведения отнесены к НМА в силу прямого указания закона.

По убеждению инспекции, указанный срок больше года. Доказательство – заключенные компанией лицензионные договоры на использование фильмов на срок от 60 дней до 50 лет. Значит, фильм соответствует признакам нематериального актива (НМА), предусмотренным ст. 257 НК РФ.

С позиции фирмы срок менее года. Подтверждение – практически все доходы компании от использования фильмов возникают в пределах первых 12 месяцев использования, при этом:

  • не менее 70 процентов доходов — это доход от кинопроката, который получают в первые 2–3 месяца от начала использования фильма (даты, указанной в прокатном удостоверении);
  • не менее 95 процентов доходов поступают за первые 12 месяцев.

В последующие периоды доход от использования фильмов практически не поступает. Оставшиеся 5 процентов выручки перечисляются организации в следующие 4 года. Данная сумма является несущественной частью дохода, которая не должна влиять на распределение расходов.

Суд поддержал позицию компании, отметив, что важнее реальный период полезного использования фильма в коммерческой деятельности предприятия, определяемый поступлением выручки, а не сроки лицензионных договоров.

Таким образом, фильмы не отвечают такому обязательному признаку НМА, как потенциал генерации экономической пользы в течение более длительного периода, чем 12 месяцев, и потому не могут быть поставлены предприятием на бухучет в виде НМА.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2018 № Ф05-16395/2017

Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»