ИФНС обнаружила, что гражданин на протяжении 3 лет сдавал помещения (склад и офис) в аренду компании.
НДС при этом он не начислял и не уплачивал, хотя должен был. Помещения нежилые, для личных нужд не приспособлены, являются в чистом виде коммерческой недвижимостью. В таком виде они и использовались. Таким образом, налицо предпринимательская деятельность данного гражданина, хотя он не регистрировался в инспекции в этом качестве, – рассудили в ИФНС.
В связи с этим начислили НДС в размере 2,5 млн рублей плюс 600 тыс. рублей пени, 500 тыс. рублей штраф за неуплату, а также 700 тыс. рублей за несдачу деклараций.
Гражданин не согласился с решением налоговой.
Обратившись в суд, он объяснил: сдавая помещения как частное лицо, он полагал, что это не предпринимательство, а доход в виде арендных платежей не является облагаемым. Собственно поэтому он не исчислял и не уплачивал НДС.
На суды трех инстанций данные объяснения не произвели впечатления, и они оставили решение ИФНС в силе. Однако ВС РФ отменил их вердикты и обязал пересмотреть дело.
В высшей инстанции напомнили, что начислить НДС сверх цены договора и взыскать его в дополнение к арендной плате нельзя. Ведь по общему правилу этот налог уже является частью цены, согласованной и прописанной сторонами в договоре.
Возможность увеличения цены сделки и дополнительного взыскания сумм НДС с покупателя в случае неправильного учета налога продавцом при формировании окончательного размера цены договора допускается судебной практикой исключительно в тех случаях, когда такая возможность согласована обеими сторонами договора (определения ВС РФ от 23.11.2017 № 308-ЭС17-9467, от 24.11.2014 № 307-ЭС14-162).
В данном случае подобное согласование не имело места.
Ни в договорах аренды, ни в расчетных документах, ни в платежных поручениях налог не выделялся, что является следствием того, что при заключении договоров гражданин не рассматривал себя в качестве плательщика НДС.
Более того, в материалах дела имеется письмо арендатора о том, что он не согласен на увеличение арендной платы в связи с доначислением НДС фактическому предпринимателю.
Из решения инспекции также не следует, что гражданин уклонялся от регистрации в статусе ИП, а не испытывал заблуждение относительно того, что его операции не влекут необходимости исчисления и уплаты НДС.
Следовательно, вменение арендодателю статуса предпринимателя по результатам проверки не должно повлечь нарушение разумных его ожиданий относительно налоговых последствий совершенных им сделок и привести к исчислению НДС в повышенном размере, который невозможно предъявить к уплате арендатору.
В сложившейся ситуации изменение квалификации статуса гражданина может служить основанием только для того, чтобы определить его права и обязанности как плательщика НДС с применением расчетной ставки налога 18/118 (15,25 процента).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 20.12.2018 № 306-КГ18-13128
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»