Сотрудник на протяжении 12 лет трудился в АО «Нордавиа — региональные авиалинии». За это время он вырос с должности заместителя главбуха до замдиректора. В его трудовом договоре был отдельный пункт, который касался выплаты выходного пособия. Так, в случае увольнения сотруднику полагалась выплата в размере 12 средних зарплат за год. Она выдавалась при отсутствии каких-либо виновных действий со стороны работника и расценивалась как поощрение за долгий труд на благо работодателя.
Работник решил уволиться по собственному желанию и обратился к работодателю за положенной суммой выходного пособия, которая составила чуть больше 6,5 млн рублей. Однако деньги так и не получил и в связи с этим обратился в суд.
Суды первой и апелляционной инстанции обязали бывшего работодателя истца расплатиться с ним. Ибо несмотря на то, что ТК РФ не предписывает выплачивать выходное пособие сотруднику, уволенному по собственному желанию, но и не запрещает это делать.
Однако высшие судьи отправили дело на новое рассмотрение. Дело в том, что нижестоящие судьи при вынесении решения не установили:
- относится ли эта выплата к выплатам стимулирующего характера;
- соответствует ли закону условие трудового договора о выплате компенсации в связи с расторжением трудового договора на любом основании;
- предусмотрена ли такая выплата системой оплаты труда компании;
- имелись ли у гендиректора полномочия на подписание дополнительного соглашения к трудовому договору, содержащему условие о такой выплате;
- действовал ли гендиректор, выступая от имени организации при подписании дополнения к трудовому договору, содержащему такое условие, в интересах организации добросовестно и разумно;
- не было ли допущено при заключении дополнительного соглашения к трудовому договору, установившему спорную выплату, нарушение прав и законных интересов организации, других работников.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 15.10.2018 № 1-КГ18-13 Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"