Компания снесла принадлежащее ей здание. Документально это было подтверждено актом от 15.04.2015, составленным кадастровым инженером. На его основании бухгалтер исключила здание из бухучета и прекратила начислять налог на имущество.
Затем компания подала документы на регистрацию прекращения права собственности на снесенный объект, и 24.09.2015 запись об этом была внесена в ЕГРН.
ИФНС по итогам проверки декларации решила, что организация должна была уплачивать налог до момента прекращения права собственности, поскольку это вытекает из п. 5 ст. 382 НК РФ. Поэтому следует доплатить более 3 млн рублей.
Компания обратилась в суд, но три инстанции поддержали ИФНС, указав, что момент прекращения обязанности по уплате налога прекращается в зависимости от того, по какой базе он считается:
- если по среднегодовой стоимости объекта, то с момента признания объекта не соответствующим понятию актива и исключением его из состава основных средств (ПБУ 6/01);
- если по кадастровой стоимости, то налог должен начисляться до даты регистрации прекращения права собственности на снесенный объект.
Верховный Суд РФ счел данную позицию ошибочной и вынес решение в пользу компании.
Он напомнил про базовые нормы:
- статью 373 НК РФ, согласно которой плательщиками налога являются предприятия, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения. Соответственно, если компания не имеет имущества, то объект обложения у нее отсутствует. Суды же не приняли во внимание, что право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи;
- статью 374 НК РФ, в силу которой объектом налогообложения признается недвижимость, которая учитывается на балансе в роли объекта основных средств. Соответственно, если здание снято с баланса, то объектом обложения оно не является. Суды же не учли, что объектами основных средств являются исключительно реально существующие объекты, способные приносить экономические выгоды его владельцу.
Таким образом, в случае сноса объекта недвижимости право собственности на него и обязанность перечислять налог прекращаются по факту его уничтожения. Поэтому основания для доначисления налога у ИФНС отсутствовали.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 19.09.2018 № 305-КГ18-12600
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»