Бывший гендиректор обратился в суд с требованием взыскать со своего прежнего работодателя компенсацию, положенную ему при увольнении.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали, сославшись на трудовой договор.
В нем было закреплено, что компенсация при увольнении возможна только в том случае, когда трудовой договор досрочно расторгается по инициативе работника или работодателя (в суд были представлены две разные версии договора). Тогда совет директоров может принять решение о выплате руководителю выходного пособия. Условия и размер выплаты зависят от продолжительности работы, его трудового вклада и причин инициативности досрочного прекращения действия договора.
В данном случае это условие не было выполнено, поскольку трудовой договор расторгнут не по инициативе одной из его сторон, а по решению собственника имущества организации (на основании распоряжения федерального ведомства – Росимущества).
Однако Верховный Суд РФ признал позицию судов противоречащей ТК РФ.
В статье 279 кодекса прямо сказано, что в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом юрлица либо собственником его имущества решения о прекращении трудового договора, руководителю должна быть выплачена компенсация в размере, оговоренном в трудовом соглашении, но не ниже 3-кратного среднего месячного заработка.
Это императивная норма. Условия трудового договора не должны ее ухудшать. В противном случае они недействительны и неприменимы. Именно это имело место в данной ситуации.
Таким образом, бывший гендиректор прав и суды должны пересмотреть дело.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 09.07.2018 № 5-КГ18-114
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»