Налоговая инспекция проводила повторную выездную проверку в отношении компании.
Одним из ее контрагентов инспекторы заинтересовались и направили в банк запрос. Сослались на ст. 93.1 НК РФ и попросили предоставить всю информацию о пользовании данной фирмой системой «Клиент-Банк»:
— доверенность на представление интересов организации;
— копию карточки с образцами подписей и оттисками печати;
— договор на обслуживание клиента;
— заявление на открытие банковского счета;
— банковское досье;
— заявление на установку системы «Клиент-Банк»,
— соглашение о признании и использовании ЭЦП в системе «Клиент-Банк»,
— полный код ЭЦП должностных лиц организации;
— акты приема-передачи ключей, сертификаты ключей, программные средства;
— сведения об IP-адресе, с которого клиентом осуществляется доступ к системе «Клиент-Банк», сведения о MAC-адресе, телефонном номере для соединения с системой, протоколы сеансов связи и т.д.;
— сведения о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах фирмы.
В банке посчитали запрос незаконным по двум причинам:
1) истребованные инспекцией банковские документы и сведения касательно фирмы не содержат какой-либо информации о ее отношениях с проверяемой компанией, в частности, не отражают расчетно-денежных отношений между ними;
2) статья 93.1 НК РФ не предоставляет налоговым органам право запрашивать содержащие банковскую тайну документы, касающиеся взаимоотношений банка и его клиента.
Однако суд подтвердил, что требование ИФНС законно.
Банки относятся к категории иных предусмотренных указанной статьей НК РФ лиц, располагающих документами (информацией), которые налоговые органы вправе истребовать.
В данном случае инспекция располагала сведениями об IP-адресе, MAC-адресе и телефонных номерах, используемых для соединения с системой «Клиент-Банк», о выгодоприобретателях и бенефициарах проверяемой компании. Аналогичные сведения в отношении фирмы-контрагента помогут ИФНС установить факт подконтрольности и взаимозависимости данных организаций и обналичивания денежных средств.
Что касается банковской тайны, то она может быть предоставлена госорганам в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 857 ГК РФ). Налоговые же органы вправе получать доступ к банковской тайне, если им это необходимо для налогового контроля.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 17.04.2018 № Ф05-4142/2018
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»