Гражданин являлся одновременно гендиректором компании и индивидуальным предпринимателем.
В качестве ИП он заключил с организацией договор поставки по ценам ниже рыночных. Расхождение составило от 11 до 52 процентов.
ИФНС в ходе выездной проверки это установила и со ссылкой на взаимозависимость ИП и юрлица обвинила бизнесмена в необоснованной налоговой выгоде путем занижения налоговой базы по НДФЛ и НДС. Ему доначислили налоги, пени и штрафы.
За основу (налоговую базу) был взят потенциально возможный доход ИП. Инспекторы рассчитали его с учетом цены последующей продажи товаров компанией с минимальной торговой наценкой.
Три судебные инстанции одобрили действия ИФНС и не стали отменять ее решение.
ВС РФ пришел к выводу, что коллеги были неправы.
В абзаце 3 п. 1 ст. 105.17 НК РФ прописан прямой запрет на контроль цен, которые значатся в контролируемых сделках. Такой контроль недопустим в ходе ни выездных, ни камеральных проверок. Он может осуществляться только самой ФНС РФ (ее центральным аппаратом).
Следовательно, по общему правилу ИФНС не вправе оспаривать цену товаров, определенную сторонами сделки. Поэтому доначисление ИП налогов на основании рыночных цен товаров незаконно.
Кроме того, отличие примененных в сделке цен от обычного рыночного уровня также не может служить самостоятельным основанием для вывода о получении ИП (или фирмой) незаконной налоговой выгоды. Ведь суд не уполномочен проверять экономическую целесообразность бизнес-решений.
Что касается налоговых органов, то когда они оспаривают соответствие операции, ссылаясь на искажение ее реального экономического смысла, исключительно многократное отклонение цены сделки от рынка может учитываться и даже в этом случае только в качестве одного из признаков незаконного снижения налогов в совокупности с другими факторами. В рассматриваемой же ситуации отклонение цен от рыночных в диапазоне от 11 до 52 процентов многократным не является.
Следовательно, у судов не было достаточных оснований для отклонения требований ИП.
Решение налоговой инспекции незаконно.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ Верховного Суда РФ от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327
Документ включен в СПС «КонсультантПлюс»