Минфин РФ в очередной раз рассмотрел обращение по поводу учета расходов на топливо в целях налога на прибыль.
В своем письме финансовое ведомство сообщает, что порядок заполнения путевых листов не относится к его компетенции, с этим вопросом налогоплательщикам рекомендовано обращаться в Минтранс РФ.
В пределах своих полномочий чиновники напомнили нормы НК РФ, по которым издержки на служебный транспорт и компенсации за использование личных автомобилей для рабочих поездок отнесены к прочим расходам организаций. При этом размер возмещения сотрудникам – мото- и автовладельцам ограничен Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92.
Кроме того, финансисты подчеркнули, что любые расходы в целях налога на прибыль должны быть обоснованны и документально подтверждены, что подразумевает оформление доказательной базы затрат в соответствии с законодательством РФ или обычаями делового оборота иностранного государства, если они были произведены за границей.
Примечание редакции:
хотим напомнить регламент указанного постановления Правительства РФ компенсаций работникам, решающим служебные задачи на личном транспорте:
– для собственников легковых машин с рабочим объемом двигателя до 2 л компенсация не может превышать 1 200 рублей в месяц;
– свыше 2 л – 1 500 рублей;
– сотрудники на мотоциклах не могут рассчитывать на сумму более 600 рублей.
Путевые листы, о которых налоговики не стали распространяться, заполняются в порядке, утвержденном Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152. В конце прошлого года в указанный документ был внесен ряд изменений, об этом мы писали здесь.
Кроме того, отметим, что горюче-смазочные материалы не дают покоя бухгалтерам уже давно. Финансовые и налоговые ведомства в своих разъяснениях указывают то на возможность нормирования ГСМ в соответствии с инструкциями Минтранса РФ, то на необходимость им следовать, а иной раз и вовсе закрывают на них глаза.
Так, письмо Минфина РФ от 14.01.2009 № 03-03-06/1/15 гласит, что обоснованность затрат на топливо напрямую зависит от применения норм, утвержденных Распоряжением Министерством транспорта РФ 14.03.2008 № АМ-23-р. На эту позицию также указывает суд в Постановлении АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 № Ф08-5527/2015.
Московские налоговики в письме УФНС по г. Москве от 12.04.2006 № 20-12/29007 говорят, что при расчете налога на прибыль затраты организации на ГСМ учитываются с учетом фактического расхода топлива и исходя из пробега автомобиля. В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 05.04.2012 № А27-8757/2011 суд также указал, что в гл. 25 НК РФ не предусмотрено нормирование расходов на ГСМ и при их соответствии требованиям ст. 252 НК РФ они могут учитываться в полном объеме.
Свобода выбора транслируется, например, в письме Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875.