Госзаказчик обратился в суд с двумя требованиями к подрядчику: устранить дефекты в работах и заплатить штраф за эти недостатки в размере 1,45 млн рублей.
Первое требование судьи удовлетворили полностью, а вот штраф взыскали в размере лишь 92 тыс. рублей.
Контракт гласил, что размер штрафа за дефекты составит безальтернативно 0,5 процента от цены контракта. Она равнялась 290 млн рублей. Поэтому заказчик и насчитал 1,45 млн штрафа.
Однако это неправомерные действия.
Работы по контракту выполнялись на 21 объекте строительства (учреждениях здравоохранения г. Москвы). Иск же касался устранения недостатков только на одном из них. Стоимость работ на нем составляла 18,4 млн рублей. Поэтому штраф следовало исчислять от этой суммы, а не от всего контракта.
Данный подход изложен в Постановлении ВАС РФ от 15.07.2014 № 5467/14. В нем тогда высшая арбитражная инстанция указала, что начисление неустойки на общую сумму госконтракта без учета того, что часть работ была выполнена, противоречит принципу юридического равенства, записанному в п. 1 ст. 1 ГК РФ, и являет собой не что иное, как злоупотребление правом.
Кроме того, суд тогда отметил, что заказчик нарушает закон, когда включает в проект контракта заведомо невыгодное для подрядчика условие, от которого он как победитель размещения заказа не имеет реальной возможности отказаться. Он вводится в заблуждение авторитетом заказчика, и условие о штрафе выглядит для него внешне правомерно. Поэтому он считает себя строго связанным данным условием и старается добросовестно действовать вопреки своим интересам.
Таким образом, штраф (по сути неустойку) следовало рассчитывать от суммы неисполненных обязательств.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда Московского округа от 16.01.2018 № Ф05-19286/2017
Вы можете оставить первый комментарий