Бурное обсуждение и множество вопросов вызвало принятие Федерального закона от 29.07.2017 № 266-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».
Что же так в очередной раз взволновало бизнес?
Давайте попробуем разобраться. В большей части изменения связаны с процедурой банкротства, и самым ажиотажным из них является расширение круга ответственных лиц при данной процедуре.
Новой статьей 61.10 Закона о банкротстве устанавливаются признаки контролирующих должника лиц, к которым может быть применена субсидиарная ответственность. Теперь это не только руководитель, акционер или участник общества, но и любое физическое или юридическое лицо, способное влиять на деятельность общества.
Кто же эти лица?
Ими могут быть директора: коммерческий, финансовый или исполнительный, главный бухгалтер, его заместитель, ликвидатор общества, акционеры или участники общества, размер владения обществом которых от 10 процентов.
В СМИ сразу прозвучали высказывания об очередном уничтожении бизнеса, о том, что с любого работника могут быть взысканы долги предприятия. Но это не так.
Внесенными изменениями государство пресекает, причем с большим опозданием, очередную схему ухода от ответственности. Ни о каком уничтожении бизнеса не может идти речи, поскольку поправки направлены исключительно на тех лиц, которые, контролируя организации, намеренно, из года в год, применяют различные схемы ухода от налогов: меняя номинального руководителя, выводя имущество и деньги на подставных лиц и т.д. В результате доводят организацию до процедуры банкротства.
При этом никто не собирается взыскивать долги предприятия с уборщицы или сторожа, получающих 20 тыс. рублей в месяц. Все прекрасно понимают, о ком идет речь, с кого и за что должно быть взыскано.
Предприятия, начиная свою деятельность, уже идут на хитрость, назначая номинального руководителя, который даже не знает, чем занимается организация. При проведении выездных проверок опрашиваются реальные хозяева бизнеса (учредители). Им задается вопрос: «Для чего вам нужен номинальный руководитель?» Ответ всегда одинаковый: «Чтобы, если что, избежать ответственности и последствий в дальнейшем».
С принятием же Закона от 29.07.2017 № 266-ФЗ эта схема перестает действовать.
Но возникают другие вопросы, например, как доказать, что за руководителем, числящемся на бумаге, стоят абсолютно другие люди?
Сбор всей доказательной базы ляжет на плечи кредиторов. Одним из них при банкротстве всегда являются налоговые органы. Значит, сбор доказательной базы в первую очередь будет их задачей. При этом в новом законе оговорено, что если номинальный директор способствует установлению реального лица, контролирующего деятельность предприятия, то он освобождается от ответственности.
С руководителями организаций вроде все понятно: руководил, значит должен отвечать за свои действия. Но вот ответственность главных бухгалтеров и их заместителей вызывает сомнение. Ведь кто такой бухгалтер?
С одной стороны, это работник предприятия, с которым заключен трудовой договор и на которого возложены обязанности вести и контролировать бухгалтерский учет. Бухгалтер в первую очередь выполняет все пункты, прописанные в учетной политике предприятия, и распоряжения своего непосредственного не номинального руководства.
С другой стороны, если бухгалтер выполнял приказы руководства, противоречащие законам, прекрасно зная о последствиях данных действий, можно предположить, что имел место сговор бухгалтера и руководителя. В таком случае субсидиарная ответственность однозначно затронет и бухгалтеров. Правда, в большей мере как свидетелей при сборе доказательств. Хотя здесь бухгалтеру надо понимать, что фраза « Я выполнял приказ» для суда не будет убедительной. Из свидетеля он всегда может перейти в разряд обвиняемого.
Что можно посоветовать в связи с введением данного закона:
• Не соглашаться на руководство организациями по просьбе друзей и знакомых.
• Четко прописывать в трудовых договорах круг своих обязанностей и ответственность за них.
• Не подписывать документы, не прочитав их, и тем более ставить подпись на пустых документах.
• Не соглашаться на сомнительные сделки и операции, если вы не уверены, к чему это приведет, а тем более если вы знаете об их последствиях.
Бухгалтерам можно дать отдельные советы:
• Не устраиваться на работу в организации, работающие с рисками. Они и без вас прекрасно справятся. Если же вы хороший бухгалтер, то сразу поймете, что представляет из себя фирма.
• Работать согласно учетной политике организации, которую вы сами и утверждаете.
• Ну и, конечно, требовать у руководителя прибавки к заработной плате в связи с вашим нелегким трудом и всевозможными рисками, теперь еще в большей мере сопутствующими вашей профессии.
СТАТЬЯ Селяниной Ж.С., советника государственной гражданской службы РФ 3-го класса