Сколько же можно вкладываться?! Бесконечно?! В клиентов? В сотрудников? В любимых? Но почему никто этого не ценит?!!
Эти вопросы часто задаются не только в бизнесе, но и в личных отношениях. Мы тратим время и силы на другого человека, холим его, лелеем, а он… уходит. После всего, что мы для него сделали! Почему?
Давайте разберемся, как выглядит процесс создания привязанности между людьми. И сделаем это с помощью инструмента «Эмоциональный банковский счет». Принцип его ведения: чем больше эмоций есть на нашем общем с кем-то счете, тем сильнее наша взаимная привязанность. Для наглядности проиллюстрируем это примерами из отношений мужчины и женщины.
Название этапа |
Описание |
Метафора отношений М и Ж |
Отношения с клиентами |
Обязательные вклады | Для начала отношений каждая из сторон должна удовлетворять обязательным критериям (обязательным по мнению другой стороны) и выполнять обязательные вклады |
Примеры вкладов: — улыбаться; — ходить в чистой одежде; — быть трезвым; — чистить обувь; — приходить вовремя.
Если нет обязательных вкладов, то отношения могут просто не начаться |
Примеры вкладов: — внести аванс; — подписать договор; — провести замеры; — предложить несколько вариантов |
Разрыв отношений | Если происходит невыполнение обязательных вкладов – отношения могут закончиться | На первой встрече был в чистой обуви, а дальше – в грязной ходит. Если это важно для другой стороны, то отношения могут закончиться не начавшись | Внесли деньги за обслуживание вовремя в первый раз, а дальше платить отказываются или задерживают оплаты |
Дополнительные вклады | Вклады, которые производятся специально для этого человека/компании |
Примеры вкладов: · женщина готовит любимое блюдо своего мужчины; · мужчина дарит любимые цветы |
Примеры вкладов сотрудника: · перестраивает свой график под клиента; · предоставляет дополнительные услуги клиенту.
Примеры вкладов руководителя: · предоставляет внеочередной отгул сотруднику по просьбе; · дарит ценные подарки на праздники |
Дополнительные вклады. Риски |
Важно подчеркивать, что вклад дополнительный, иначе он может перейти в категорию обязательных. А если в какой-то момент мы перестаем выполнять обязательные вклады – это может привести к разрыву |
Мужчина дарил цветы женщине каждый день, а потом начинает делать это реже: пару раз в неделю, раз в месяц О чем думает женщина? Разлюбил! Потому что к этому моменту для нее ежедневные цветы – это обязательный вклад |
Специалист каждый раз подстраивал график под клиента, а в какой-то момент не смог этого сделать. Что мы можем услышать от клиента? Что мы обязаны! Тогда как вначале это был просто шаг навстречу |
Момент осознания |
Мы довольно легко можем уйти от тех людей, которые в нас что-то вкладывали, а мы ничего не делали в ответ. И очень привязываемся к людям, в которых сами что-то вложили (эмоции, время, деньги). И в этом секрет правильного использования эмоционального банковского счета: для создания устойчивой привязанности/лояльности равные вклады должны совершаться с обеих сторон |
||
Клиентские вклады (вклады другой стороны) | Вклады, которые делает другая сторона в нас |
Примеры вкладов: · пойти в театр/кино; · поехать в конкретное место отдыхать; · повесить полочку; · связать свитер |
Примеры вкладов клиента: · написать благодарственное письмо; · дать рекомендации; · подстроить свой график, чтобы сотруднику было удобно; · вручить подарки к празднику; · угостить чаем/кофе.
Примеры вкладов сотрудника (по отношению к руководителю): · вручить подарок, который хочет руководитель; · задержаться при подготовке срочного проекта; · поучаствовать во внерабочих мероприятиях; · разделить хобби руководителя |
Клиентские вклады. Как получить? |
Стандартные способы вызвать вклад с другой стороны: · попросить; · предложить обмен; · намекнуть |
· А ты можешь сегодня на ужин приготовить мою любимую рыбу? · Мне бы так хотелось вот ту золотую цепочку, она такая красивая |
· На улице так холодно сейчас чаю бы горячего; · Я давно мечтаю о перфораторе Bosh. Он был бы лучшим подарком для меня. · Вы можете дать рекомендации, кому из ваших знакомых может пригодиться наш продукт? |
Резюмируя, хочется повторить: на эмоциональный банковский счет вклады обязательно должны поступать с обеих сторон! Только это может служить залогом устойчивых отношений.
СТАТЬЯ Павлюковой Н., бизнес-тренера консалтинговой группы РУНА