Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Решаем проблемы через поиск первопричин

В любом бизнесе возникают сложности, и не всегда удается сразу определить, в чем их причина. Они могут возникать на различных уровнях и повторяться из раза в раз. Иногда их причина лежит в глубоких системных проблемах, связь с которыми бывает трудно определить сразу.

Инструмент, который мы сейчас разберем, удобен для поиска глубинных причин возникновения конкретной проблемы. Он называется Диаграмма Исикавы. Иногда ее называют «рыбья кость» из-за вида схемы, которая напоминает скелет рыбы.

Разберем работу Диаграммы Исикавы на бытовом примере и параллельно обозначим все шаги, которые необходимо выполнить для ее построения.

Возьмем обыденную ситуацию: автомобиль не заводится.

Название этапа Наполнение этапа Рекомендации по выполнению

Пример выполнения

Причины

Выписываем на стикеры всевозможные причины существующей проблемы по принципу 1 стикер =

1 причина

·         лучше провести мозговой штурм и выписать всевозможные причины без отсеивания;

·         привлеките несколько человек, которые имеют отношение к рассматриваемой проблеме, чтобы получить полную картину

·         аккумулятор сел;

·         двигатель намок;

·         дверь замерзла – не можем открыть;

·         забыли, как заводить;

·         не тот ключ вставляем;

·         не туда вставляем ключ и т.д

 

Причины по категориям

Распределяем все причины по нескольким категориям. Для производственных компаний есть свои уже проверенные категории:

·         человек;

·         метод работы (действий);

·         механизмы;

·         материал;

·         контроль;

·         окружающая среда

 

В рамках мозгового штурма можно выделить те категории, которые именно ваши причины будут закрывать полностью

Человеческий фактор:

·         забыла, как заводить;

·         не свою машину завожу;

Процесс выполнения:

·         не тот ключ вставляю;

·         не туда вставляю;

Технические моменты:

·         аккумулятор сел;

·         двигатель намок;

Форс-мажоры:

·         машину затопило;

·         машину заморозило

На данном этапе у нас на диаграмме изображены всевозможные причины появления проблемы. Теперь самое интересное – докопаться до первопричин. И здесь нам поможет метод «5 Why», или «5 Почему».

Этот метод использовал каждый из нас, задавая в детстве бесконечное количество вопросов «Почему?» Этот метод использовался Сократом в своих диалогах, и этот же метод широко применяется в компании Toyota при решении производственных задач. Суть его: мы «копаем» вглубь проблемы, задавая один и тот же вопрос «Почему?».

Это может выглядеть так:

• Почему аккумулятор сел?

o Потому что забыли выключить фары.

• Почему мы забыли выключить фары?

o Потому что устали и плохо соображали к вечеру.

• Почему мы устаем?

o Потому что на работе большая нагрузка.

• Почему на работе большая нагрузка?

o Потому что не хватает сотрудников.

• Почему на работе не хватает сотрудников?

o Потому что в отпусках часть людей, а их задачи сейчас решаю я.

Как видите, метод очень прост. В данном случае мы с вами шли только по одной цепочке, но при качественной проработке этого метода у вас будет развернутая древовидная структура.

Продолжим таблицу:

Название этапа

Наполнение этапа Рекомендации по выполнению

Пример выполнения

Поиск первопричин Задавать вопрос «Почему?» по каждой причине, которая появляется

·         выстраивайте максимально подробную древовидную структуру;

·         привлеките несколько человек к построению диаграммы

Разобран выше

Для наглядного отображения диаграммы в различных программах по построению интеллект-карт бывают уже готовые шаблоны.

СхемаВД

Если вы выполните все предыдущие действия, то у вас будет список всех возможных причин появления указанной вначале проблемы. Осталось проанализировать эти причины.

Основной категорией здесь являются, конечно, причины, которые повторяются и являются системными. Вот с ними и нужно работать в первую очередь. И зачастую из диаграммы уже будет понятно, как именно их устранить.

Подводя итог: разобранный инструмент позволяет устранять ключевые причины появления тех или иных проблем. При привлечении рядовых сотрудников к построению диаграммы и грамотной постановке вопроса «Почему?»  – можно будет выйти на те причины, для исправления которых требуются действия этих сотрудников. При совместной работе по поиску причин снижается сопротивление со стороны рядового персонала и грамотно распределяется ответственность по их устранению.

СТАТЬЯ Павлюковой Н., бизнес-тренера консалтинговой группы РУНА