Обязательность применения ККТ при осуществлении расчетов предусмотрена Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ. Для отдельных случаев закон делает исключения. В частности, некоторым категориям организаций и предпринимателей (выполняющих работы, оказывающих услуги населению, уплачивающих ЕНВД, применяющих ПСН) при соблюдении определенных условий предоставляется отсрочка до 01.07.2018.
До 01.07.2017 должны быть заменены на новые либо модернизированы порядка 1,2 млн кассовых аппаратов. В реестр ККТ включены 76 моделей техники, 4 модели фискальных накопителей, в том числе модель со сроком действия ключа фискального признака 36 месяцев, которых суммарно произведено более 680 тыс. единиц. По данным производителей фискальных накопителей о планах их производства в мае и июне до указанной даты потребности рынка в целом должны быть удовлетворены.
Минимальная стоимость новой ККТ в комплексе составит не более 25 тыс. рублей. Она включает в себя приобретение новой кассы с фискальным накопителем со сроком действия ключа фискального признака не менее 36 месяцев, услуги оператора фискальных данных и оператора связи. Ежегодные затраты в последующие 2 года могут составить не более 4 тыс. рублей, включая названные услуги.
Кроме того, снижается стоимость использования техники, так как пользователь теперь не обязан заключать договор ее технического обслуживания. Многие модели не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию.
В продаже представлена ККТ стоимостью 18 тыс. рублей, включая фискальный накопитель, с фиксированным сроком доставки, которая доступна для заказа с сайтов производителей.
В буклете, размещенном на сайте ФНС РФ, представлены в числе других 7 моделей ККТ нового типа с рекомендованной розничной ценой от 18 тыс. рублей (включая фискальный накопитель), а также 40 моделей ККТ старого типа, подлежащей модернизации, со стоимостью модернизации от 6,2 до 15 тыс. рублей.
Организации и предприниматели, не применяющие ККТ, но принявшие все меры для соблюдения требований законодательства в этой области (например, заключившие договор поставки фискального накопителя в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ или до установленного предельного срока возможности его использования), не подлежат административной ответственности. Ведь согласно КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица. Вина должна быть установлена. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Целями Закона № 54-ФЗ являются обеспечение интересов граждан и организаций, защита прав потребителей, а также обеспечение установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей. Предложение о переносе срока обязательного применения ККТ нового образца на 01.03.2018 противоречит большинству указанных целей и не может быть поддержано.
ПИСЬМО Минфина РФ от 24.05.2017 № 03-01-15/31910
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"