В Банк России поступают запросы, касающиеся порядка вручения бюллетеней для голосования на общем собрании акционеров акционерам и направления номинальным держателям, зарегистрированным в реестре акционеров общества, и дальнейшей передачи их депонентам, Центробанк разъясняет следующее.
1. Нельзя заставлять акционеров приезжать за бюллетенями в общество
Пунктом 2 ст. 60 Закона об акционерных обществах предусмотрено, что при проведении общего собрания акционеров в форме заочного голосования, притом что устав общества предусматривает обязательное направление или вручение бюллетеней до проведения общего собрания акционеров, бюллетень для голосования должен быть направлен или вручен под подпись каждому лицу, зарегистрированному в реестре акционеров и имеющему право на участие в общем собрании, не позднее чем за 20 дней.
Изложенное означает следующее:
1.1. На акционерное общество возложена безусловная обязанность по направлению (вручению под подпись) акционерам бюллетеней для голосования на общем собрании.
1.2. Не предусмотрена возможность установления уставом или решением уполномоченного органа обязанности по совершению лицами, имеющими право на участие в общем собрании акционеров, дополнительных действий для получения ими бюллетеней.
1.3. Не определено место, в котором бюллетени для голосования должны вручаться под подпись, равно как не установлена обязанность общества по их вручению по месту нахождения акционера. Следовательно, данное место может быть определено уставом акционерного общества. Вместе с тем оно не должно ограничивать возможность получения бюллетеней каждым, кто имеет право на участие в общем собрании.
Например, такой способ вручения бюллетеней, который предусматривает исключительно предоставление возможности самостоятельного получения бюллетеней под подпись по адресу, определенному уставом общества, фактически перекладывает на акционеров обязанность общества по совершению действий, направленных на вручение им бюллетеней. Он не обеспечивает достижение заложенной в Закон об АО цели – получение бюллетеней каждым акционером. Поэтому данный способ ограничивает возможность реализации акционерами права на участие в управлении обществом и создает потенциальные условия для нарушения их прав.
2. Бюллетени следует направлять номинальным держателям акций
Для получения бюллетеней для голосования акционерами, права которых на акции учитываются номинальными держателями, Центробанк рекомендует направлять бюллетени держателям вместе с информацией, подлежащей предоставлению в соответствии со ст. 52 Закона об АО.
Такой порядок действий предусмотрен п. 3.9 Положения ЦБ РФ от 09.03.2017 № 581-П «О дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».
3. В бюллетене стоит сделать графу сведений, идентифицирующих акционера
Акционер, права на акции которого учитываются номинальным держателем, может реализовать свое право на участие в общем собрании путем направления заполненного бюллетеня в общество. При этом оно должно идентифицировать такого акционера, основываясь на информации, предоставленной номинальным держателем.
В этой связи Банк России рекомендует:
- обществам – при утверждении формы бюллетеня для голосования предусматривать в нем графу для указания информации, позволяющей идентифицировать акционера, указывая при этом, что заполнение данной графы не является обязательным;
- акционерам – заполнять указанную графу в случае самостоятельного направления бюллетеня для голосования.
Дополнительно ЦБ РФ обращает внимание, что ПАО в своей деятельности следует принимать во внимание положения Кодекса корпоративного управления, рекомендованного к применению письмом Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463. Он предусматривает создание для акционеров максимально благоприятных возможностей для участия в общем собрании.
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Банка России от 08.06.2017 № ИН-06-28/27
«О некоторых вопросах порядка подготовки общего собрания акционеров»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
«Вестник Банка России»
№ 52, 15.06.2017