Роспотребнадзор выпустил подробный обзор результатов проверок, проведенных в 2016 году.
В частности, приводятся следующие данные.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Проверки охватили сферы розничной торговли пищевой продукцией, услуг общественного питания, услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, производства пищевой продукции.
В 2016 году доля внеплановых проверок от общего числа проверок составила 72,8 процентов (в 2015 году – 65,8). Основанием для проведения внеплановых проверок стали:
- контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений — 38%;
- на основании приказа (распоряжения) руководителя Роспотребнадзора, изданного соответствии с поручениями Президента или Правительства РФ – 29,8 процентов;
- жалобы потребителей – 25,4 процентов;
- на основании информации о возникновении угрозы причинения вреда, а также вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера – 5,9 процентов;
- на основании приказа (распоряжения) руководителя Роспотребнадзора, изданного в соответствии с требованиями органов прокуратуры – 0,9 процентов.
В 2016 году было отмечено увеличение количества выявленных правонарушений на одно юрлицо (ИП) до 3,9 нарушений (3,6 в 2015 году).
Контроль за выполнением законодательства в области защиты прав потребителей
Наиболее часто выявлялись нарушения:
— требований ст. 9 «Информация об изготовителе (исполнителе, продавце)» и ст. 10 «Информация о товарах (работах, услугах)» Закона «О защите прав потребителей» и корреспондирующих им требований п. 10 и 11 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, п. 11 Правил оказания услуг общепита, утв. Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036;
- в нарушение п. 8 Правил продажи и п. 8 Правил оказания услуг общепита в предприятии торговли (оказания услуг) отсутствуют книги отзывов и предложений, либо они не предоставляются по первому требованию потребителя. Не соблюдаются требования п. 9 Правил продажи и п. 10 Правил оказания услуг общепита – указанные правила в наглядной и доступной форме не доводятся продавцом до сведения покупателей.
- в нарушение требований ста. 16.1 Закона № 2300-1 устанавливаются различные цены товара в зависимости от формы оплаты (наличная, безналичная);
- при оказания услуг общепита также допускаются нарушения прав потребителя на информацию о товарах и услугах, установленных п. 12, 13 и 14 Правил оказания услуг общепита, выразившиеся в не доведении до сведения потребителя сведений о продукции и об услугах посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг, в том числе в отсутствие возможности ознакомления с меню вне зала обслуживания, а также сведений о пищевой ценности продукции общественного питания;
- в предприятиях торговли при реализации потребителям продукции в нарушение п. 15, 32, 34 Правил продажи не указывается полная информация о товаре, в том числе о расфасованной продавцом самостоятельно;
- массовым нарушением остается несоблюдение п. 19 Правил продажи, выражающееся в необеспечении наличия единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары;
- в нарушение п. 12 Правил продажи реализация продукции подлежащей обязательному подтверждению соответствия, осуществляется без указания в сопроводительной документации сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии.
- типичным нарушением явилось невыполнение требования п. 7 Правил продажи в части наличия в торговом зале в доступном месте измерительного оборудования для проверки покупателем правильности веса товара, то есть, «контрольных весов».
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"