Над статьей работали:
Автор: Коротаева Юлия
ТАБЛИЦА: «Профстандарты: профсоюз образования ответил на вопросы»
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
1. | Какими законами и иными нормативными правовыми актами следует руководствоваться при применении профстандартов? |
Основополагающими являются: — ст. 5, 57, 195.3 ТК РФ; — Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» |
2. | Что подразумевается под «поэтапностью» применения профстандартов унитарными предприятиями? |
Согласно п. 2 данного постановления реализация плана по применению профстандартов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года. Иными словами, дата вступления в силу конкретных профстандартов, например, 1 января 2017 года, означает, что по ним может быть начата организация работы по их применению, а 1 января 2020 года – это дата завершения организации работы по их применению |
3. | Кто утверждает план по организации применения профстандартов? | На основании пункта 1 Постановления № 584 план утверждается самой организацией (то есть государственным или муниципальным учреждением) с учетом мнения представительного органа работников |
4. |
Что должен включать данный план?
|
В соответствии с п. 1 Постановления № 584 план по организации применения профстандартов должен включать: а) список профстандартов, подлежащих применению; б) сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников; в) этапы применения профстандартов; г) перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению |
5. | Как сформировать список профтандартов, подлежащих применению? |
Список зависит от кадрового состава конкретной организации, предусмотренного штатным расписанием. При составлении списка необходимо также иметь в виду следующее: — в него включаются профстандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только для педагогических работников; — в список не включаются профстандарты, которые существуют еще в виде проектов (например, проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)»; — в список не включается профстандарт, который еще не вступил в силу |
6. | Как определить потребность в профобразовании и обучении работников? |
На основе анализа: — квалификационных требований, содержащихся в профстандартах; — квалификации кадрового состава организации (то есть уровня знаний, умений, профнавыков и опыта работы работников). Пример 1. Если квалификация конкретного работника не соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профстандартом, то план организации должен содержать сведения о действиях работодателя по преодолению такого несоответствия. Пример 2. Если квалификация конкретного педагогического работника соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профстандартом, то работнику в любом случае обеспечивается право на дополнительное профобразование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в 3 года. Следовательно, план организации должен содержать также и проведение соответствующих мероприятий по дополнительному профобразованию |
7. |
Как определить, соответствует ли документ об образовании работника требованиям к образованию и обучению, установленным профстандартом?
|
Нужно руководствоваться приказами Минобрнауки РФ от 18.11.2013 № 1245 и от 05.06.2014 № 632. В них содержатся таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование данных таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупненным группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»
|
8. |
Какие локальные нормативные акты и другие документы организации подлежат изменению с учетом положений профстандартов?
|
В настоящее время требуется внести изменения только в те документы, которыми регулируется проведение мероприятий по образованию и обучению, обусловленное сведениями о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников. К числу соответствующих документов могут относиться, в частности: — коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников); — локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей; — дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профобучение или дополнительное профобразование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности); — должностные инструкции конкретных работников, являющиеся приложением к трудовому договору (в части изменения требований к квалификации); — договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование (ст. 197 ТК РФ) |
9. | Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при определении должностных обязанностей работников? |
Нет, при определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться: — разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н; — разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» ЕКС, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н |
10. | Могут ли профстандарты применяться работодателями при аттестации педагогических работников? | Нет, при аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Как следует из пункта 1 указанного Порядка, правила проведения аттестации определяются самим Порядком |
«ОТВЕТЫ на актуальные вопросы о профессиональных стандартах»
(приложение к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
«Официальные документы в образовании»,
№ 14, апрель, 2017