Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

ТАБЛИЦА: «10 вопросов и ответов по применению профстандартов»

Над статьей работали:

ТАБЛИЦА: «Профстандарты: профсоюз образования ответил на вопросы»

№ п/п

Вопрос

Ответ

1. Какими законами и иными нормативными правовыми актами следует руководствоваться при применении профстандартов?

Основополагающими являются:

— ст. 5, 57, 195.3 ТК РФ;

— Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»

2. Что подразумевается под «поэтапностью» применения профстандартов унитарными предприятиями?

Согласно п. 2 данного постановления реализация плана по применению профстандартов должна быть завершена не позднее 1 января 2020 года.

Иными словами, дата вступления в силу конкретных профстандартов, например, 1 января 2017 года, означает, что по ним может быть начата организация работы по их применению, а 1 января 2020 года – это дата завершения организации работы по их применению

3. Кто утверждает план по организации применения профстандартов? На основании пункта 1 Постановления № 584 план утверждается самой организацией (то есть государственным или муниципальным учреждением) с учетом мнения представительного органа работников
4.

Что должен включать данный план?

 

В соответствии с п. 1 Постановления № 584 план по организации применения профстандартов должен включать:

а) список профстандартов, подлежащих применению;

б) сведения о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников;

в) этапы применения профстандартов;

г) перечень локальных нормативных актов и других документов, подлежащих изменению с учетом положений профстандартов, подлежащих применению

5. Как сформировать список профтандартов, подлежащих применению?

Список зависит от кадрового состава конкретной организации, предусмотренного штатным расписанием.

При составлении списка необходимо также иметь в виду следующее:

— в него включаются профстандарты, утвержденные для различных категорий персонала, а не только для педагогических работников;

— в список не включаются профстандарты, которые существуют еще в виде проектов (например, проект профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление в сфере образования)»;

— в список не включается профстандарт, который еще не вступил в силу

6. Как определить потребность в профобразовании и обучении работников?

На основе анализа:

— квалификационных требований, содержащихся в профстандартах;

— квалификации кадрового состава организации (то есть уровня знаний, умений, профнавыков и опыта работы работников).

Пример 1. Если квалификация конкретного работника не соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профстандартом, то план организации должен содержать сведения о действиях работодателя по преодолению такого несоответствия.

Пример 2. Если квалификация конкретного педагогического работника соответствует требованиям к образованию и обучению, установленным соответствующим профстандартом, то работнику в любом случае обеспечивается право на дополнительное профобразование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в 3 года. Следовательно, план организации должен содержать также и проведение соответствующих мероприятий по дополнительному профобразованию

7.

Как определить, соответствует ли документ об образовании работника требованиям к образованию и обучению, установленным профстандартом?

 

Нужно руководствоваться приказами Минобрнауки РФ от 18.11.2013 № 1245 и от 05.06.2014 № 632.

В них содержатся таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование данных таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупненным группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки»

 

8.

Какие локальные нормативные акты и другие документы организации подлежат изменению с учетом положений профстандартов?

 

В настоящее время требуется внести изменения только в те документы, которыми регулируется проведение мероприятий по образованию и обучению, обусловленное сведениями о потребности в профобразовании, профобучении и (или) дополнительном профобразовании работников. К числу соответствующих документов могут относиться, в частности:

— коллективный договор (при необходимости изменения условий и порядка осуществления работодателем подготовки работников и дополнительного профессионального образования работников);

— локальный нормативный акт, определяющий формы подготовки и дополнительного профобразования работников, перечень необходимых профессий и специальностей;

— дополнительные соглашения к трудовым договорам (в части закрепления обязанности работодателя проводить профобучение или дополнительное профобразование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности);

— должностные инструкции конкретных работников, являющиеся приложением к трудовому договору (в части изменения требований к квалификации);

— договоры с работниками о реализации их права на подготовку и дополнительное профессиональное образование (ст. 197 ТК РФ)

9. Могут ли профессиональные стандарты применяться работодателями при определении должностных обязанностей работников?

Нет, при определении должностных обязанностей педагогических работников целесообразно по-прежнему руководствоваться:

— разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н;

— разделом «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования» ЕКС, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 № 1н

10. Могут ли профстандарты применяться работодателями при аттестации педагогических работников? Нет, при аттестации педагогических работников необходимо по-прежнему руководствоваться Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 и являющимся ведомственным нормативным правовым актом прямого действия. Как следует из пункта 1 указанного Порядка, правила проведения аттестации определяются самим Порядком

«ОТВЕТЫ на актуальные вопросы о профессиональных стандартах»
(приложение к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"

«Официальные документы в образовании»,
№ 14, апрель, 2017