Перечислены все способы упрощенного бухучета и отчетности

Упрощенные способы ведения бухучета и отчетности вправе применять субъекты малого предпринимательства, некоммерческие компании, организации, получившие статус участников «Сколково».
Указанные компании вправе самостоятельно избирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета.

Упрощенная система бухгалтерского учета

При формировании учетной политики микропредприятие, некоммерческая организация, применяющие упрощенные способы, могут предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

Организация может сократить количество синтетических счетов в рабочем плане счетов. Так, в частности, в рабочем плане счетов бухгалтерского учета могут применяться:

  •  для учета производственных запасов счет 10 «Материалы» (вместо счетов 07, 10, 11);
  •  для учета затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), счет 20 «Основное производство» (вместо счетов 20, 23, 25, 26, 28, 29), 44 «Расходы на продажу»;
  •  для учета готовой продукции и товаров счет 41 «Товары» (вместо счетов 41 и 43);
  •  для учета денежных средств в банках счет 51 «Расчетные счета» (вместо счетов 51, 52, 55, 57);
  •  для учета дебиторской и кредиторской задолженности счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79);
  •  для учета капитала счет 80 «Уставный капитал» (вместо счетов 80, 82, 83);
  •  для учета финансовых результатов счет 99 «Прибыли и убытки» (вместо счетов 90, 91, 99).

Компании вправе принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. А также:

  •  использовать кассовый метод учета доходов и расходов;
  •  признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, не применяя ПБУ 2/2008;
  •  принимать приобретенные МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика;
  •  признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления);
  •  не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей;
  •  определять первоначальную стоимость основных средств: при их приобретении за плату — по цене поставщика и затрат на монтаж; при их сооружении (изготовлении) — в сумме, уплаченной по договорам строительного подряда;
  •  начислять годовую сумму амортизации основных средств единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные самой организацией;
  •  начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости таких объектов при их принятии к учету;
  •  не проводить переоценку основных средств;
  •  признавать расходы на нематериальные активы в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления;
  •  не проводить переоценку нематериальных активов;
  •  не отражать обесценение нематериальных активов;
  •  списывать расходы по НИОКР на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления таких расходов;
  •  осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется;
  •  не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание, др.);
  •  признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  •  признавать все расходы по займам прочими расходами;
  •  отражать в учете и отчетности только суммы налога на прибыль отчетного периода без указания сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов. В отчетности можно не раскрывать отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты.

Руководитель организации, применяющей упрощенные способы, может принять ведение бухгалтерского учета лично на себя.

Упрощенная бухотчетность

Компании вправе при формировании бухотчетности:

  •  не включать в ее состав отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств;
  •  самостоятельно разрабатывать формы бухотчетности;
  •  использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств;
  •  включать в отчетность показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  •  раскрывать в отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций;
  •  не раскрывать информацию о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности;
  •  не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности;
  •  не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности;
  •  приводить показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности;
  •  отражать последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством;
  •  исправлять существенные ошибки предшествующего года, выявленные после утверждения отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате исправления указанной ошибки, в состав прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.

ИНФОРМАЦИЯ Минфина РФ от 29.06.2016 № ПЗ-3/2016
«Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"