Вступление в силу.
Законом № 273-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ. Поправки вступили в силу с 15.07.2016. Кроме того, предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми условия договоров заключенных до дня вступления закона, должны быть приведены в соответствие с новшествами до 01.01.2017. С этой даты договоры, противоречащие Закону о торговле признаются утратившими силу.
Следовательно, договоры, заключенные до 15.07.2016 года не будут противоречить законодательству и не потребуют внесения изменений до 01.01.2017. Договоры, заключаемые с 15.07.2016, должны будут соответствовать Закону о торговле в редакции Закона № 273-ФЗ.
С 2017 года условия договоров, которые будут противоречить редакции Закона № 273-ФЗ, применяться не могут, поскольку будут признаны утратившими силу. Положения договоров, которые будут входить в противоречие с новшествами, не смогут регулировать отношения сторон договора.
Действие Закона по кругу лиц.
Установленные антимонопольные правила, требования, запреты распространяются также на действия лиц, входящих с ними в одну группу лиц.
Введение указанного положения означает, что антимонопольный орган может признавать нарушение законодательства в отношении действий хозяйствующих субъектов в составе их группы лиц.
Услуги по продвижению товаров.
Определено понятие услуг по продвижению товаров. При этом перечень относящихся к таким услугам конкретных видов услуг не ограничен данным понятием. К ним могут относиться услуги, сходные по своей сути с услугами по подготовке товара, обработке, упаковке этих товаров, услугам по продвижению товаров, и т.п.
Доступ к информации об условиях отбора контрагентов.
Торговая сеть обязана обеспечивать поставщикам продтоваров доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своем сайте.
При этом исключена возможность предоставления такой информации в виде ответа безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса.
Совокупный размер вознаграждения.
Совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого поставщиком, торговой сети не может превышать 5 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров. При расчете совокупного размера не учитывается НДС.
Таким образом, норма содержит две составляющие:
- вознаграждение за приобретение определенного количества продовольственных товаров;
- плата за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров.
Так, вознаграждение может быть включено в договор поставки и может исчисляться в процентах от цены приобретенных продовольственных товаров.
Кроме того, плата за оказание услуг может быть включена в договор возмездного оказания услуг и определяется не в процентном выражении, а в фиксированной стоимости.
Если каждая услуги по продвижению товаров являются идентичными для всех поставщиков, торговая сеть будет нести равные затраты. В этом случае определение магазином цены услуг в процентах от товарооборота будет приводить к установлению различных цен на одну и ту же услугу для разных поставщиков сети и будет рассматриваться антимонопольным органом в качестве нарушения Закона о торговле.
ПИСЬМО ФАС РФ от 22.07.2016 № АК/50406/16
«О внесении изменений в Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"