Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Применять ли ККТ при оплате через систему «Сбербанк-онлайн»

Вопрос:

Необходимо ли пробивать чек, если покупатель произвел оплату через личный кабинет банка, например через Сбербанк-онлайн? Если необходимо, то какая предусмотрена ответственность в случае, если чек не пробит? Если чек пробили, но не отправили клиенту, так как номер телефона или электронная почта клиента неизвестны, будет ли это нарушением? Если да, то какой последует штраф? Какие сроки давности при таких нарушениях и с какого момента они исчисляются: с момента совершения правонарушения или с момента обнаружения проверяющими органами?

Ответ подготовлен

Ответ:

В случае если покупатель оплачивает товар через личный кабинет банка, например Сбербанк-онлайн, организация обязана пробить чек. Если чек не пробит, штраф для должностных лиц и ИП  составляет не менее 10 тыс. рублей, для организаций – не менее 30 тыс. рублей. Если чек пробит, но не направлен покупателю, штрафы также будут, но меньше — 2  и 10 тыс. рублей соответственно. Срок давности привлечения к ответственности за ККТ-нарушения составляет 1 год, который исчисляется или с момента совершения правонарушения, или с момента обнаружения нарушения, если оно является длящимся. Рассмотрим более подробно.

При расчетах с физлицами с 01.07.2018 через любые электронные средства платежа организации обязаны применять ККТ. Электронное средство платежа — это всевозможные онлайн-платежи, в том числе интернет-банк (Сбербанк-онлайн, «Альфа-Клик», Промсвязьбанк-онлайн и др.). Под неприменением ККТ следует понимать фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата. Ответственность за неприменение ККТ установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ: для должностных лиц или ИП штраф составит от 1/4 до 1/2 суммы расчета без применения ККТ, но не менее 10 тыс. рублей, для организаций — в размере от 3/4 до одного размера суммы расчета без применения ККТ, но не менее 30 тыс. рублей.

Если чек пробит, но не направлен покупателю, это также будет нарушением. Ответственность за это установлена ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ: для должностных лиц или ИП — предупреждение или административный штраф в размере 2 тыс. рублей; для организации — предупреждение или административный штраф в размере 10 тыс. рублей.

Согласно п. 5.3 ст. 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ, если покупатель вносит безналичную оплату, а организация узнает об этом только из банковской выписки, предусмотрено три варианта передачи чека:

  • если покупатель либо заказчик работ (услуг) предоставил номер телефона либо адрес электронной почты, нужно отправить ему электронный чек;
  • если контактов покупателя товаров нет – выдать бумажный чек при передаче товара;
  • если нет контактов заказчика работ или услуг – выдать бумажный чек при первом взаимодействии с клиентом.

Причем пробить чек нужно до передачи товара, но не позже следующего рабочего дня после оплаты.

Срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства о ККТ составляет 1 год (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Он исчисляется либо с момента совершения правонарушения (например, если чек не выдан конкретному покупателю), либо с момента обнаружения нарушения проверяющими органами, если оно является длящимся (например, если у организации вообще отсутствует кассовый аппарат).

Федеральным законом от 20.07.2020 № 240-ФЗ внесено изменение  в примечание к статье 14.5 КоАП РФ. Соглаcно новшеству, c 31.07.2020 от административной ответственности за нарушение правил использования ККТ освобождаются лица, направившие в налоговый орган кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции)

При этом освобождение от ответственности возможно, если:

  • на момент направления в налоговый орган кассового чека коррекции (бланка строгой отчетности коррекции) налоговый орган не располагал соответствующими сведениями и документами о совершенном административном правонарушении;
  • представленный кассовый чек коррекции (бланк строгой отчетности коррекции) является достаточным для установления события административного правонарушения.