Ответ подготовлен
Службой правового консалтинга компании РУНА
Ответ:
1. Положения государственного стандарта (ГОСТа Р 51074-2003) «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (далее — ГОСТ Р 51074-2003) распространяется на пищевые продукты отечественного и зарубежного производства, фасованные в потребительскую тару, реализуемые на территории Российской Федерации в оптовой и розничной торговле, поставляемые предприятиям общественного питания, школам, детским, лечебным учреждениям и другим предприятиям, непосредственно связанным с обслуживанием потребителей, и устанавливает общие требования к информации о них для потребителя.
Так, пунктом 3.5 ГОСТ Р 51074-2003 предусмотрено, что информация о пищевых продуктах должна содержать определенные сведения. Перечень таких сведений перечислен в данном пункте.
Перечень достаточно обширный. Например, в данном перечне указано, что информация о пищевых продуктах должна содержать информацию о составе продукта, дату изготовления и дату упаковывания, срок годности, срок хранения, в том числе должно быть указано наименование и местонахождение изготовителя (юридический адрес, включая страну, и при несовпадении с юридическим адресом адрес(а) производств(а) и организации в Российской Федерации, уполномоченной изготовителем на принятие претензий от потребителей на ее территории (при наличии). Юридический адрес изготовителя импортных пищевых продуктов указывают на языке страны его местонахождения буквами латинского алфавита, а наименование страны, условия хранения продуктов и так далее — на русском языке.
Продукт может сопровождаться и другой, не противоречащей информацией, характеризующей продукт (кроме продуктов детского питания для детей первого года жизни и алкогольных продуктов), изготовителя и потребителя, в том числе рекламной, а также может наноситься штриховой код.
Таким образом, штриховой код не содержится в указанном обязательном перечне информации в п. 3.5 ГОСТ Р 51074-2003, однако может наноситься дополнительно по желанию изготовителя.
Тем не менее ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регламентирует, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ.
Аналогичное требование содержится в п. 3.1. ГОСТ Р 51074-2003, который предусматривает, что изготовитель (продавец) обязан предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о пищевых продуктах, обеспечивающую возможностью их правильного выбора.
Информация для потребителя должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, чтобы потребитель не мог быть обманут или введен в заблуждение относительно состава, свойств, пищевой ценности, природы, происхождения, способа изготовления и употребления, а также других сведений, характеризующих прямо или косвенно качество и безопасность пищевого продукта, и не мог ошибочно принять данный продукт за другой, близкий к нему по внешнему виду или другим органолептическим показателям (п. 3.4. ГОСТ Р 51074-2003).
Вместе с тем по общему правилу стандартизация в РФ основывается на принципе добровольности применения документов по стандартизации (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ). Таким образом, ГОСТ Р 51074-2003 является добровольным к применению.
Однако ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 содержит информацию о товарах, которая в обязательном порядке должна быть доведена до потребителя (среди которой указание изготовителя товара).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством РФ (ст. 10 Закона о защите прав потребителей).
Согласно пункту 3 ст. 10 Закона указанная информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Таким образом, если на товаре с пищевыми продуктами указаны данные российского производителя, а указан штрихкод другой страны (Италии), потребитель увидит данные российского производителя, а, отсканировав штрихкод на упаковке, получит информацию, что производителем продукта является Италия, на наш взгляд, такое размещение информации о производителе на упаковке пищевой продукции вводит потребителя в заблуждение и не обеспечивает возможностью правильного выбора товара.
2. При несовпадении информации о производителе указанного на упаковке продукта и штрихкода другого производителя фактический производитель товара может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ (обман потребителей).
Административный штраф по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ налагается на граждан в размере от 3 до 5 тыс. рублей, на должностных лиц — от 10 до 30 тыс. рублей, на юридических лиц — от 20 до 50 тыс. рублей.