Над статьей работали:
Автор: Коротаева Юлия
В 2016 году чиновники выпустили ряд значимых писем, с которыми, необходимо ознакомиться бухгалтеру. Мы отобрали для вас самые яркие разъяснения. Они помогут бухгалтерам в формировании годового отчета за этот год.
Пункт 3 ст. 168 определяет, что счета-фактуры на реализацию выставляются не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг).
При этом Минфин РФ признает, что выставление счетов-фактур позже указанного срока – не повод для отказа в вычете НДС. Ведь данное нарушение не является существенным, так как не мешает налоговикам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога.
ПИСЬМО Минфина РФ от 25.01.2016 № 03-07-11/2722
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Минфин РФ изменил свое мнение по данному вопросу, ранее ведомство считало такое нарушение существенным (письмо от 26.08.2010 № 03-07-11/370). Однако изменения в ст. 169 НК РФ (вступившие в силу с 01.01.2010) дали четкое определение существенных ошибок, препятствующих вычету.
Вместе с тем, в рассматриваемом письме чиновники не комментирует ситуацию, когда счет-фактура выставляется ранее отгрузки товаров (работ, услуг). Нормы п. 3 ст. 168 НК РФ не содержат запрета на выставление счета-фактуры в более ранние сроки. По нашему мнению, уместно было бы распространить логику Минфина и на этот случай, тем более, что суды и до 01.01.2010 приходили к следующим выводам: то обстоятельство, что продавец выставляет покупателю счет-фактуру раньше, чем сам получает его от своего поставщика, не является основанием для отказа в вычете (Постановление ФАС Московского округа от 08.12.2008 № КА-А40/11395-08-П).
В министерство поступил вопрос компании о том, включать ли продавцу в налоговую базу по НДС сумму в размере стоимости реализуемого товара, полученную от покупателя в качестве обеспечения исполнения предусмотренных договором поставки обязательств, в том числе по оплате товара?
Включать, – ответили чиновники, сославшись на п. 1 ст. 154 НК РФ, в котором сказано, что при получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежащих обложению НДС, налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога.
ПИСЬМО Минфина РФ от 16.08.2016 № 03-07-11/47861
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
вывод Минфина, как минимум, спорный, а как максимум, неверный. С 2015 года в ГК РФ включена норма о том, что обеспечительный платеж является способом обеспечения исполнения обязательства (п. 1 ст. 329).
В другой новой статье сказано, что сумма обеспечительного платежа засчитывается в счет исполнения соответствующего обязательства только при наступлении обстоятельств, предусмотренных договором. В случае же их ненаступления или прекращения обеспеченного обязательства, обеспечительный платеж подлежит возврату. Иное может быть предусмотрено соглашением сторон (ст. 381.1).
Таким образом, обеспечительный платеж не является платой за товар. Следовательно, в базу по НДС не включается.
Более того, к такому выводу арбитражные суды приходили и до включения в ГК РФ указанных положений. Они указывали, что обеспечительный взнос не несет платежную функцию и не должен увеличивать налоговую базу по НДС (постановление ФАС Московского округа от 22.10.2013 № А40-136345/12, Определение Верховного Суда РФ от 11.11.2014 № 306-КГ14-2064).
Абзацем 2 п. 1 ст. 78 НК РФ установлено, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов производится по такому же виду налогов, а также по пеням, начисленным по данным бюджетным платежам.
Правила, предусмотренные упомянутой статьей, применяются к налогоплательщикам и налоговым агентам.
По мнению чиновников, сумма излишне уплаченного организацией налога на прибыль может быть зачтена в счет погашения недоимки по НДФЛ в соответствии со ст. 78 кодекса.
ПИСЬМО Минфина РФ от 25.03.2016 № 03-02-07/1/19163
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Минфин РФ изменил свою позицию по рассмотренному вопросу. Ранее чиновники указывали, что переплату по другим налогам (в том числе, по налогу на прибыль) зачесть в счет НДФЛ нельзя (письма от 19.02.2010 № 03-02-07/1-69, от 20.11.2009 № 03-02-07/1-515).
Однако уже в письме от 30.08.2016 № 03-07-11/50432 ведомство делает оговорку о том, что кодекс запрещает уплачивать налог на доходы за счет средств налогового агента. По этому основанию ранее Минфин РФ запрещал производить зачет суммы излишне уплаченного налога на прибыль в счет погашения недоимки по НДФЛ. Так как последний подлежит удержанию из денежных средств налогоплательщиков.
Налоговые агенты должны перечислять НДФЛ не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода. Таково требование п. 6 ст. 226 НК РФ.
Однако при выплате отпускных и пособий дата уплаты налога иная. Компании в этом случае обязаны перечислить в бюджет НДФЛ не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.
При перечислении налога на доходы в бюджет следует руководствоваться положениями Приказа Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. Данным документом предусмотрено, что в реквизите «107» платежки указывается конкретная дата уплаты налога (сбора) для каждого срока в случае, если законодательством установлено более одного срока уплаты налогового платежа.
Если же компания перечисляет налог с отпускных и больничных, то можно оформить одну платежку. В реквизите «107» следует указать «МС.», так как периодичность уплаты налога — месяц (например, если выплата произведена в июле – «МС.07.2016»).
При этом ФНС РФ отметила, что если налоговый агент производит выплаты с разными сроками уплаты НДФЛ, то на перечисление НДФЛ нужно оформлять разные платежки.
ПИСЬМО ФНС РФ от 01.09.2016 № БС-3-11/4028@
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
в письме от 11.05.2016 № БС-4-11/8312 ФНС РФ разъяснила, как заполнить 6-НДФЛ, если в отношении доходов, полученных в один день, установлены разные сроки перечисления налога.
Так, строки 100 — 140 раздела 2 расчета 6-НДФЛ заполняются по каждому сроку перечисления налога отдельно.
Пример. Работнику отпускные за январь 2016 года выплачены 14 января. Данная операция отражается в разделе 2 6-НДФЛ следующим образом: по строке 100 указывается 14 января; по строке 110 — 14 января; по строке 120 — 1 февраля (с учетом п. 7 ст. 6.1 НК РФ); по строкам 130 и 140 — соответствующие суммовые показатели.
Если налоговый агент представит формы, содержащие недостоверные сведения, то ему грозит штраф 500 рублей за каждый такой документ (п. 1 ст. 126.1 НК РФ). Однако непонятно какие сведения нужно считать недостоверными. Ведь кодекс не содержит такого определения. ФНС РФ считает, что любые ошибочные данные в формах 2-НДФЛ и 6-НДФЛ можно отнести к недостоверным и взыскать штраф. Например, это могут быть любые ошибки, допущенные налоговым агентом при заполнении соответствующих реквизитов (например, в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д.).
Так, основанием для штрафа является недостоверность информации, допущенной в результате арифметической ошибки, искажения суммовых показателей, иных ошибок, влекущих неблагоприятные последствия для бюджета в виде недоплаты налога, нарушения прав физлиц (например, прав на налоговые вычеты).
Указанная ответственность также применяется при ошибках в показателях, идентифицирующих физлиц (ИНН, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные), которые также могут повлечь нарушения прав физлиц, а также прав и обязанностей налоговых органов (в части администрирования налога).
Вместе с тем, если ошибки не привели к неблагоприятным последствиям для бюджета и нарушению прав физлиц, то при расчете штрафа нужно учитывать смягчающие показатели.
Кроме того, налоговый агент освобождается от ответственности, если он самостоятельно выявит и исправит все имеющиеся огрехи.
ПИСЬМО ФНС РФ от 09.08.2016 № ГД-4-11/14515
«О налоговой ответственности налоговых агентов»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
однако в письме от 16.11.2016 № БС-4-11/21695@ ФНС РФ изменила свою позицию. Налоговики пояснили, что не все ошибки, допущенные при заполнении формы 6-НДФЛ, караются штрафом в соответствии со ст. 126.1 НК РФ. Основанием для привлечения к ответственности являются только огрехи, допущенные в результате арифметической ошибки, искажения суммовых показателей, иные ошибки, влекущие недоплату налога в бюджет.
НК РФ дает возможность налогоплательщикам получить имущественный вычет у работодателя, если налоговики подтвердят соответствующее право.
Согласно ст. 210 и 220 кодекса указанный вычет предоставляется путем уменьшения налоговой базы по НДФЛ. При этом налоговый агент рассчитывает налог нарастающим итогом с начала года применительно ко всем доходам, которые облагаются по ставке 13 процентов, начисленным за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы суммы НДФЛ.
Следовательно, если сотрудник обратиться к работодателю с заявлением о предоставлении «жилищного» вычета не в первом, а в одном из последующих месяцев года налог исчисляется за весь истекший с начала года период с применением вычета.
Разница между суммой налога, исчисленной и удержанной до предоставления вычета, и суммой налога, в том месяце, в котором от работника поступило заявление, является излишне удержанной суммой налога.
При этом данная сумма должна быть возвращена налоговым агентом работнику на основании письменного заявления последнего.
ПИСЬМО Минфина РФ от 06.10.2016 № 03-04-05/58149
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
обратите внимание: Минфин РФ впервые согласился с судьями в данном вопросе. Напомним, что еще в 2015 году Президиум Верховного суда (Обзор утв. 21.10.2015), сделал вывод о том, что если работник обращается к работодателю за вычетом не с начала года, то налоговый агент должен вернуть ему сумму НДФЛ, удержанную и перечисленную в бюджет до получения заявления на указанную преференцию.
Арбитражные суды придерживаются аналогичной позиции (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.11.2015 № Ф04-25087/2015, Московского округа от 30.06.2015 № Ф05-5279/2015).
Однако Минфин РФ ранее не раз заявлял, что работодатель не может предоставить имущественный вычет за месяцы налогового периода, предшествующие месяцу получения от работника заявления о предоставлении вычета (письма от 21.03.2016 № 03-04-06/15541, от 24.06.2015 № 03-04-06/36544, от 10.06.2015 № 03-04-05/33581).
Теперь как мы видим в комментируемом письме, ведомство четко прописало, что работодатель должен вернуть сотруднику излишне удержанную сумму налога с начала года.
Работодатель-страхователь обязан представлять отчетность по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, работающих по трудовому или гражданско-правовому договору, на вознаграждения по которому начисляются взносы. Причем если сотрудники числятся в штате компании, то СЗВ-М нужно сдавать вне зависимости от того платил им деньги работодатель или нет, а также не зависимо от уплаты страховых взносов.
А вот в отношении работников, которые трудятся по гражданско-правовому договору ситуация иная. Работодатель должен представить отчетность только при условии начисления страховых взносов на вознаграждения, выплачиваемые по таким договорам.
Кроме того, ведомство отметило, что если в компании нет физлиц, с которыми заключены трудовые или гражданско-правовые договоры, на вознаграждения по которым начислялись взносы, то обязанности по представлению СЗВ-М у нее нет.
ПИСЬМО ПФ РФ от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581
«О представлении отчетности»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ внес изменения в порядок представления формы СЗВ-М. Так, начиная с отчетности за январь 2017 года, ежемесячную форму нужно будет подавать в ПФР не позднее 15-го числа следующего месяца, а не 10-го числа, как сейчас.
Кроме того, значительно расширен перечень оснований для включения сведений о физлице в эту форму. Данные надо будет подать не только по лицам, с которыми заключены трудовые договоры и ГПД, но и договоры авторского заказа, издательские лицензионные, об отчуждении исключительных прав и другие.
Минтруд отмечает, что с учетом новой редакции ст. 136 ТК РФ труд работника оплачивается:
- за первую половину месяца в установленный день с 16 по 30 (31) текущего периода;
- за вторую часть — с 1 по 15 число следующего месяца.
Премии и иные доплаты включаются в зарплату, но могут выплачиваться за более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год), после проведения оценки производственных результатов.
Система стимулирующих доплат и надбавок определяется коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Документы равнозначны, в каждом из них может быть прописан указанный порядок выплат.
Так, нормы указанной статьи будут соблюдены, если положением о премировании определено:
- бонусы по итогам месяца выплачиваются в месяце, следующем за отчетным, или в указанный конкретный день;
- премия за год — в марте следующего года или также указана конкретная дата ее выплаты.
ПИСЬМО Минтруда РФ от 23.09.2016 № 14-1/ООГ-8532
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Минтруд решился на очередные изменения недавно скорректированной ст. 136 ТК РФ. Причина – многочисленные обращения компаний, обеспокоенных тем, что обновленное положение об оплате труда не учитывает специфику расчета премий.
Уложиться с их выплатами в 15 дней, следующих за годом или кварталом, за который они начисляются, в большинстве случаев не представляется возможным.
Чтобы исключить возможные штрафные санкции на работодателей, а также риски их отказа от системы премирования, ведомство подготовило соответствующие корректировки в указанную норму.
Будущая ее редакция закрепит тезис о том, что сроки премиальных выплат определяются внутренними актами организаций.
Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
Нерабочие праздничные дни перечислены в ст. 112 НК РФ. Выходные дни (в том числе перенесенные), приходящиеся на период отпуска, включаются в число календарных дней отпуска.
Таким образом, продолжительность отпуска увеличивается только за счет нерабочих праздничных дней, выпадающих на период отпуска.
При этом нерабочие праздничные дни должны быть учтены при расчете средней заработной платы.
Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска рассчитывается за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы зарплаты на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).
ПИСЬМО Минтруда РФ от 15.04.2016 № 14-1/В-351
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
таким образом, при расчете отпускных из числа отработанных дней не исключаются праздники, которые совпали с предыдущим отпуском работника.
Пример. Работник уходит в отпуск с 23 мая по 5 июня (14 дней). Расчетный период в данном случае 01.05.2015 по 30.04.2016. В этом периоде работник был в отпуске с 8 по 14 июня 2015 года.
Оклад работника 50 тыс. рублей.
Рассчитаем отпускные:
(50 000 руб. х 11 мес.) = 550 000 руб. – заработок, учитываемый при расчете отпускных в полностью отработанных месяцах.
(50 000 руб. : 21 дн. х 17 дн.) = 40 476,19 руб. ‒ заработок, учитываемый при расчете отпускных за июнь 2015 года.
(29,3 х 11 мес.) = 322,3 дн. ‒ количество дней в полностью отработанных месяцах.
(29,3 : 30 х 24 дн) = 23,44 дн. ‒ количество дней в июне 2015 года, включая 12 июня – праздничный нерабочий день.
(322,3 + 23,44) = 345, 74 – общее количество дней в расчетном периоде.
(590 476,19 руб. : 345,74) = 1 707,86 руб. – средний дневной заработок.
(1 707,86 х 14 дн.) = 23 910,04 руб. – сумма отпускных.
Росстат дал разъяснения по вопросам использования ресурса statreg.gks.ru, содержащего официальную информацию о формах статнаблюдения.
Перечень форм федерального статистического наблюдения формируется по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, с ежемесячной актуализацией в связи со структурными изменениями хозяйствующих субъектов (ликвидацией предприятий, созданием новых, реорганизацией, изменением статуса организации и др.).
Действующие организации должны получать информацию о перечне статформ в конце года, предшествующего отчетному. Вновь созданным компаниям следует проверять информацию ежемесячно в течение первого года их создания.
Если на указанном ресурсе имеется информация о том, что организация должна сдавать ту или иную форму статистического наблюдения, то штраф за ее непредставление будет законным.
Однако если на сайте форма значится как обязательная, но организация была проинформирована органом статистики в письменной форме о том, что форму не нужно предоставлять, штрафные санкции на нее не налагаются.
ПИСЬМО Росстата от 26.07.2016 № 04-04-4/92-СМИ
«Об использовании ресурса statreg.gks.ru»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
напомним, что несвоевременная сдача статотчетности может обернуться штрафом:
- для должностных лиц до 50 тыс. рублей;
- для юрлиц на сумму до 150 тыс. рублей.
Отметим, что в письме от 15.04.2016 № СЕ-01-3/2157-ТО Росстат разъяснил, что если в указаниях по заполнению статформ не содержатся требования по предоставлению данных исключительно при наличии наблюдаемого явления, и у организации отсутствуют таковые, она вправе написать в территориальное отделение статистики официальное письмо об этом. В таком случае сдавать нулевки не придется.