Над статьей работали:
Автор: Коротаева Юлия
В начале июля этого года Президент подписал закон о переходе на применение новых кассовых аппаратов. Для бизнеса это огромные изменения. В работе придется использовать ККТ с функцией передачи фискальных данных в налоговые органы. Чиновники считают, что компании, граждане и государство только выиграют на этом. Так ли это – покажет время. А мы расскажем о порядке применения новых касс и об ответственности за нарушение законодательства в этой области.
В таблице приведены основные положения Закона № 290-ФЗ.
Положение |
Пояснение |
Порядок применения онлайн-ККТ |
Организации (ИП) передают в момент расчета все фискальные данные, сформированные с применением ККТ, в налоговые органы через оператора фискальных данных. При расчетах продавец выдает покупателю кассовый чек или БСО на бумажном носителе и (или) направляет ему электронный чек (БСО) на телефонный номер либо электронный адрес в случае предоставления таковых до момента расчета. Кассовый чек или БСО, полученные покупателем в электронной форме и распечатанные им на бумаге приравниваются к чеку или БСО, отпечатанным ККТ на бумажном носителе, при условии идентичности сведений. При интернет-покупках чек или БСО будут направляться клиенту только в электронном виде |
Возможность заполнения БСО вручную не предусмотрена | Бланк строгой отчетности (БСО) — первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме (отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета), содержащий сведения о расчете и соответствующий требованиям законодательства о ККТ |
Освобождение от ККТ |
ККТ не применяется при осуществлении расчетов с использованием электронного средства платежа без его предъявления между организациями и (или) ИП. Прописано, когда кредитные организации не применяют ККТ в автоматических устройствах: — находящихся в их собственности или пользовании и обеспечивающих возможность осуществления операций по выдаче и приему наличных средств; — для осуществления с участием уполномоченного лица организации или ИП операций по электронной передаче распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств; Добавлены виды услуг, при которых можно не применять ККТ, в том числе: — ремонт и окраска обуви; — изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей; — присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами; — сдача индивидуальными предпринимателями в аренду жилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности. Разрешение не применять ККТ плательщикам ЕНВД и ПСН, ведущим определенные виды деятельности, в обновленном законе отсутствует |
Реестр ККТ и реестр фискальных накопителей | Информация о данных реестрах размещается на сайте уполномоченного органа |
Требования к ККТ (фискальному накопителю) |
Новая техника должна иметь корпус, заводской номер, нанесенный на корпус, внутри корпуса часы реального времени, а также устройство для печати фискальных документов. ККТ должна обеспечивать: — проверку контрольного числа регистрационного номера ККТ; — в момент расчета прием информации о сумме расчета; — передачу фискальных данных в фискальный накопитель, установленный внутри корпуса; — формирование фискальных документов в электронной форме; — печать фискальных документов, за исключением случая осуществления расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»; — возможность печати на кассовом чеке (БСО) двухмерного штрихового кода; — для проверяющего лица возможность печати фискального документа «отчет о текущем состоянии расчетов» в любое время; — возможность поиска любого фискального документа по его номеру и его печать на бумажном носителе и передачу в электронной форме; — протоколы информационного обмена и др. Фискальный накопитель, в частности должен обеспечивать возможность считывания фискальных данных, записанных в своей памяти и подлежащих хранению в течение пяти лет с момента окончания его эксплуатации, в течение указанного срока |
Заявление о регистрации (перерегистрации), о снятии ККТ с учета |
Заявление подается организацией (ИП) на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет ККТ. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете. Карточка регистрации ККТ и карточка о ее снятии с учета направляются налоговыми органами в организацию (ИП) в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через кабинет ККТ или через оператора фискальных данных в течение пяти рабочих дней с даты завершения регистрации, перерегистрации или снятия техники с учета. Такую карточку можно получить и на бумаге, обратившись в инспекцию |
Порядок использования ККТ |
После регистрации в налоговом органе ККТ применяется на месте при расчетах с покупателем. Техника, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов электронными средствами платежа в сети «Интернет», применяется только при указанных расчетах. Автоматизированные системы для БСО применяются только для осуществления расчетов при оказании услуг. Перед началом расчетов с применением ККТ формируются отчет об открытии смены, а по окончании осуществления расчетов — отчет о закрытии смены. При этом кассовый чек (БСО) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены |
Требования к чеку ККТ и БСО | Документы должны содержать, в том числе: наименование документа, порядковый номер, дату, время и место расчета, наименование организации (ФИО ИП), ИНН, применяемую систему налогообложения, признак расчета, название товара (работ, услуг) и его количество, цену (за единицу с учетом скидок и наценок), стоимость (с учетом скидок и наценок) с указанием ставки налога, сумму расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам, форму оплаты, должность и фамилию лица, осуществляющего расчет, пр. |
Контроль налогового органа | Предусмотрено право налоговиков проводить контрольные закупки в ходе проверок, касающихся применения ККТ. Налоговый орган сможет запрашивать и получать в банках справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и ИП, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. Налоговики будут выносить предписания организациями и ИП за нарушения законодательства РФ о применении ККТ |
Изменения вступят в силу в отношении:
- вновь регистрируемых аппаратов – с 1 февраля 2017 года (с даты вступления в силу закона и до 01.02.2017 регистрация ККТ может проходить по действующим правилам);
- применяемой в настоящее время техники и зарегистрированной до 01.02.2017 (если она зарегистрирована по прежним правилам) – с 1 июля 2017 года;
- лиц, которые в настоящее время могут не применять ККТ (плательщики ЕНВД, ПСН и др.), оказывают услуги населению, при торговле с использованием торговых автоматов – с 1 июля 2018 года.
Организации (ИП), обратившиеся с 1 февраля 2017 года с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ, заключают договор с оператором фискальных данных и передают фискальные данных в налоговые органы в электронной форме через такого оператора (со дня вступления в силу закона и до 01.02.2017 — в добровольном порядке).
Положение об указании в чеке и БСО ставок и сумм НДС вступает в силу с 01.02.2017 (не применяется, если фирма или ИП освобождены от уплаты НДС, либо продажа товаров не облагается НДС).
Для ИП, применяющих ПСН, УСН, ЕСХН, ЕНВД (для отдельных видов деятельности, указанных п. 2 ст. 346.26 НК РФ), в отношении указания на кассовом чеке и БСО наименования товара (работы, услуги) и их количества применяется с 1 февраля 2021 года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.07.2016 № 290-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Официальный интернет-портал правовой информации, 04.07.2016
«Собрание законодательства РФ», 04.07.2016, № 27 (Часть I), ст. 4223,
«Российская газета», № 151, 12.07.2016
Вступил в силу 15.07.2016 (за исключением отдельных положений)
Какие же преимущества дает новая технология?
В первую очередь она позволяет добросовестному владельцу ККТ:
- снизить ежегодные расходы на ККТ;
- получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
- иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
- применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
- избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
- работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.
Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:
- получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
- самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.
С точки зрения государства ожидается легализации розничной торговли и сферы услуг и, соответственно, увеличение налоговых поступлений, а также оптимизация трудозатрат за счет перехода на электронную регистрацию и сосредоточения внимания налоговых органов на зонах рисках.
ИНФОРМАЦИЯ с интернет-сайта ФНС РФ
Минфин в письме от 10.05.2016 № 03-01-15/25328 также высказывался о плюсах перехода на онлайн-кассы. Ведомство отмечало, что применение такой техники позволит сократить объем «теневого» оборота наличных денежных средств и увеличить налоговые поступления в бюджет за счет перехода к ее повсеместному использованию и обеспечению дополнительных оперативных механизмов контроля за корректностью отражения выручки.
Закон от 03.07.2016 № 290-ФЗ о переходе на онлайн кассы подписан президентом. Данный порядок передачи данных о расчетах компаний облегчит налоговый контроль, так как позволит обнаруживать нарушения в онлайн режиме. В результате количество проверок со стороны ФНС резко уменьшится.
Внедрять новые правила станут поэтапно. С 1 февраля следующего года они затронут вновь регистрируемые аппараты.
Налоговики сообщают, что приобретать новый аппарат совсем необязательно, если применяемая модель ККТ поддается модернизации. В такой ситуации достаточно купить усовершенствованное программное обеспечение, фискальный накопитель и оснастить ими старую кассу. Зарегистрировать такую технику можно онлайн.
ИНФОРМАЦИЯ ФНС РФ «О переходе на онлайн кассы»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
В Федеральной налоговой службе состоялась презентация тестовой версии личного кабинета для новой контрольно-кассовой техники. Оценить его возможности, а также обсудить актуальные вопросы по переходу на новый порядок работы ККТ пришли более 20 производителей кассовой техники, поставщики программного обеспечения, а также соискатели разрешения на обработку фискальных данных, эксперты и предприниматели.
Заместитель руководителя ФНС РФ Даниил Егоров обратил внимание, что в рамках перехода на новые онлайн кассы у предпринимателей есть выбор: купить новый кассовый аппарат или модернизировать старый. В связи с этим представитель налоговой службы обратил внимание производителей кассовой техники на необходимость обеспечить обновление текущего парка кассовых аппаратов: «Кроме того, нужно провести работу с центрами технического обслуживания для создания максимально комфортных условий для модернизации парка кассовых аппаратов и перехода на новый порядок для налогоплательщиков».
Специалисты АО «ГНИВЦ», представляя тестовую версию специального личного кабинета, рассказали, что уже сейчас его функционал позволяет зарегистрировать кассовую технику онлайн, предоставить документ о причинах, по которым это сделать невозможно, показать, включена ли регистрируемая техника в реестр, и многое другое. В дальнейшем этот функционал будет доработан и расширен с учетом предложений всех участников процесса.
Начальник Управления оперативного контроля Андрей Бударин представил методику проведения экспертизы контрольно-кассовой техники. Кроме того, он разъяснил, что передача данных о расчетах должна быть предусмотрена в самой кассе, тогда как внешнее ПО – программы кассира не должны определять порядок и форматы передачи данных.
Заместитель начальника Управления оперативного контроля Тигран Петросян рассказал, что в ближайшее время можно будет скачать мобильное приложение, с помощью которого покупатель быстро и удобно сможет проверить чек и, в случае необходимости, направить соответствующую жалобу в ФНС в один клик: «Мы возлагаем на гражданский контроль большие надежды и даём инструменты для его реализации».
Переход на использование контрольно-кассовой техники, передающей в инспекции информацию о расчетах через оператора фискальных данных в электронном виде, будет происходить постепенно.
Лица, на которых возлагается ранее отсутствовавшая обязанность по применению ККТ, в том числе плательщики ЕНВД, должны перейти на онлайн-кассы с 1 июля 2018 года.
До этой же даты вправе не применять ККТ:
- индивидуальные предприниматели, уплачивающие ЕНВД, при условии выдачи по требованию клиента документа (товарного чека, квитанции и т.п.), подтверждающего прием денег за товар (работу, услугу);
- организации и индивидуальные предприниматели при оказании услуг населению с выдачей БСО;
- лица, у которых такая обязанность отсутствовала до вступления в силу изменений в закон № 54-ФЗ, предусматривающих использование онлайн-касс.
ПИСЬМО Минфина РФ от 30.06.2016 № 03-11-10/38206
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
в письме от 29.07.2016 № 03-11-11/44811 Минфин РФ отметил, что до 01.07.2018 также могут не применять онлайн-ККТ предприниматели, применяющие патентную систем налогообложения.
Внесены правки в КоАП РФ. Обновлены штрафы за неприменение техники и использование ККТ, непредусмотренной законодательством, а также введены новые формы административной ответственности.
ТАБЛИЦА «Новые штрафы за нарушение закона о ККТ»
Нарушение | Ответственность | |
Для должностных лиц (применяется в отношении ИП ст. 2.4 КоАП РФ): | Для юридических лиц: | |
Неприменение ККТ в установленных законодательствах случаях |
штраф от ¼ до ½ суммы расчетов без ККТ, но не менее 10 тыс. рублей сейчас: для граждан – 1,5-2 тыс., для должностных лиц – 3-4 тыс.) |
штраф от 3/4 до 1 размера суммы расчетов без ККТ, но не менее 30 тыс. рублей (сейчас – 30-40 тыс.) |
Повторное нарушение данной нормы, если сумма расчетов без применения ККТ составила, в том числе в совокупности, 1 млн. и более (сейчас не предусмотрено) | дисквалификация на 1-2 года | прекращение деятельности максимум на 3 месяца (для ИП применяется тоже) |
Применение техники, несоответствующей новым требованиям закона (обновленная норма заработает с 01.02.2017) |
штраф – 1,5-3 тыс. либо предупреждение сейчас: для граждан – 1,5-2 тыс., для должностных лиц – 3-4 тыс.) |
штраф – 5-10 тыс. либо предупреждение
(сейчас – 30-40 тыс.) |
Новые штрафы: | ||
Непредставление налоговому органу документов при проверке ККТ | штраф – 1,5-3 тыс. (либо предупреждение) | штраф – 5-10 тыс. (либо предупреждение) |
Непредставление электронного чека (БСО) покупателю (либо на бумаге по его требованию) | штраф – 2 тыс. | штраф – 10 тыс. |
Штрафов не будет, если лицо, неправомерно работавшее без ККТ (применявшее технику, несоответствующую требованиям) или не направлявшее электронный чек (БСО) покупателю, добровольно об этом заявит в инспекцию до того, как налоговики узнают о проступке и поданных при этом документов будет достаточно для установления события административного нарушения.
Определена ответственность для операторов фискальных данных, экспертных организаций, изготовителей техники, нарушающих закон о ККТ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 03.07.2016 № 290-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Официальный интернет-портал правовой информации, 04.07.2016
«Собрание законодательства РФ», 04.07.2016, № 27 (Часть I), ст. 4223,
«Российская газета», № 151, 12.07.2016
Вступил в силу 15.07.2016 (за исключением отдельных положений)