Над статьей работали:
Автор: Коротаева Юлия
Большинство компаний в течение месяца должны успеть перейти на новые кассы. Минфин старается снять напряжение и поясняет в своих письмах возникающие вопросы.
Все последние разъяснения ведомства, в том числе о возможности ухода от ответственности за опоздание с началом применения продвинутой техники, собраны в Актуальной теме.
В ней мы подвели предварительные итоги перевода наличных расчетов на онлайн-кассы, напомнили о тех субъектах, кто вправе потянуть с покупкой умного аппарата и о других нюансах закона о ККТ.
Итак, с 01.07.2017 большинству компаний в силу закона о ККТ запрещено работать на старых кассах, зарегистрированных до 01.02.2017.
Онлайн-ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями (ИП) при расчетах за товары (работы, услуги), за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Под расчетами понимается прием и выплата денежных средств с использованием наличных платежей и электронных средств платежа (в частности онлайн-платежей, банковских карт, электронных кошельков и др.).
Однако названный закон содержит исключения, Минфин напомнил о них.
ТАБЛИЦА: «Преференции и льготы, предусмотренные законом о ККТ»
Суть льготы (освобождения) | Кто вправе воспользоваться преференций |
Кассу можно не применять без ограничения срока (ст. 2 закона о ККТ) |
Свободны от касс организации (ИП): — с видами деятельности: ремонт обуви; торговля на необорудованных рынках; продажа в киосках мороженного, газет и журналов; изготовление ключей; сдача в аренду ИП собственного жилья; продажа народных промыслов; общепит в учебных заведениях, торговля ценными бумагами и пр.; — кредитные организации; религиозные объединения; аптечные организации, работающие в сельских местностях; -компании (ИП) ведущие расчеты в отдаленных и труднодоступных территориях (их перечень доводится субъектами РФ); — фирмы и ИП при безналичной оплате товаров (работ, услуг) |
Можно работать без кассы до 01.07.2018 при условии выдачи документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товары, работы, услуги (ст. 7 Закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) |
Организации (ИП): — при применении ПСН, ЕНВД. Но при розничной продаже алкоголя (в том числе пива и пивных напитков) указанные налогоплательщики вправе не применять ККТ только до 31.03.2017. С этой даты торговля алкоголем в розницу, в т. ч. при оказании услуг общепита, осуществляется с использованием ККТ. Соответствующие изменения внесены в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ. При этом обязанность применять онлайн-кассы возникает у данных налогоплательщиков после 01.07.2017 (письмо Минфина от 04.05.2017 № 03-01-15/27522); — при оказании услуг (работ) населению при условии выдачи ими БСО. При этом для указанных лиц до 01.07.2018 сохраняются формы БСО, утвержденные в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. После указанной даты БСО должны быть сформированы с применением специальных ККТ (письмо Минфина от 27.04.2017 № 03-01-15/25765); — при торговле с использование торговых автоматов; — кто мог работать без кассы в соответствии с редакцией закона, действовавшей до 15.07.2016 (в том числе и интернет-магазины, письма Минфина от 01.03.2017 № 03-01-15/11635, ФНС от 21.03.2017 № ЕД-3-20/1911) |
Можно не оформлять бумажный чек (БСО), если расчеты с покупателем за товар происходят безналичным образом с использованием сети Интернет (ст. 7 Закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) |
Интернет-магазины, при такой форме расчетов передают покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем до совершения расчетов. При осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа продавец обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией (письмо Минфина от 05.05.2017 № 03-01-15/28069) |
Можно применять ККТ в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов налоговикам в электронной форме через ОФД (ст. 2 закона о ККТ) |
Компании (ИП), работающие в отдаленных от сетей связи местностях (список определяется субъектами РФ: например, Распоряжение Министерства потребительского рынка и услуг МО от 27.04.2017 № 17РВ-10). При этом в заявлении о регистрации ККТ, кроме прочего, должны быть указаны сведения о применении регистрируемой ККТ в указанном режиме. Пользователи при перерегистрации техники в связи с заменой фискального накопителя и снятии с учета ККТ, которая применялась в таком режиме, обязаны осуществить считывание данных всех фискальных документов, содержащихся в фискальном накопителе, и представить их налоговикам вместе с заявлением о перерегистрации (ст. 4.2 закона о ККТ) |
Письмо Минфина от 04.05.2017 № 03-01-15/27524
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
внедрение новых касс на особом контроле у налоговиков. Они рапортуют о создании всех условий для реализации реформы. На данный момент работает онлайн кабинет ККТ для регистрации аппаратов, ведется реестр производителей новой техники: в нем 25 компаний: 78 моделей ККТ (бюджетные модели до 18 000 руб.),.9 организаций получили разрешения на обработку ФД.
Однако, по данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, у предпринимателей остается много вопросов, связанных с онлайн-кассами. Среди основных проблем названы: задержка поставок фискальных накопителей, спекулятивные цены на технику и нестабильная работа интернета.
От бизнесменов в адрес ФНС поступали различные предложения по отсрочке до следующего года начала применения новых касс для «малышей» (микропредприятий, ИП на УСН, ЕНВД, ПСН).
Однако налоговики считают, что указанные поблажки только навредят бизнесу, так как затормозят реформу.
Минфин назвал основания для отмены штрафа за такой проступок на примере продавцов алкоголя.
Организацию нельзя привлечь к административной ответственности, если она заключит договор поставки фискального накопителя в разумный срок до окончания действия блока ЭКЛЗ или до предельного срока возможности его использования.
В любом из этих случаев наказания быть не должно, считает ведомство.
Письмо Минфина от 21.04.2017 № 03-01-15/24314
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
таким образом, за торговлю без онлайн-кассы нельзя штрафовать, если заказ новой кассы уже сделан. Это разъяснение можно применить к любым фирмам, не получившим онлайн-аппарат по вине поставщика.
Если же компания после 01.07.2017 в нарушение требований законодательства о ККТ станет работать без фискального накопителя, то ее оштрафуют как за неприменение ККТ на сумму от трех четвертых до полной цены покупки, но не менее чем на 30 000 рублей (письмо ФНС РФ от 31.01.2017 № ЕД-4-20/1602).
Ведомство, основываясь на данных, предоставленных производителями ККТ, рассказало о ценах на новое приобретение и его обслуживание:
- минимальная стоимость новой ККТ в комплексе обойдется в пределах 25 000 рублей, в эту цену включена покупка кассы с фискальным накопителем со сроком действия не менее 36 месяцев, услуги ОФД и услуги оператора связи;
- ежегодные затраты в последующие два года – в пределах 4 000 рублей, включая услуги оператора связи и ОФД;
- стоимость модернизации ККТ, применяемой в настоящее время, находится в диапазоне 4 000 – 6 000 рублей;
- ежемесячные затраты за пользование интернетом не превысят 50 рублей.
Из порядка применения ККТ ушла обязанность пользователя по заключению договора технического обслуживания ККТ. Многие модели ККТ не требуют специальных навыков для замены фискального накопителя, и пользователь может самостоятельно произвести такую операцию, что также исключает допзатраты.
Письмо Минфина РФ от 04.05.2017 № 03-01-15/27527
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
годовые траты центра техобслуживания ККТ (всего их около 3 000) на получение лицензий для своих сотрудников достигают 1 000 000 рублей, что ведет к значительному удорожанию работ по обслуживанию касс.
В связи с этим установлено, что нормы о лицензировании деятельности по изготовлению (распространению) шифровальных средств не применяются к работам по обеспечению криптозащиты фискальных данных кассовых аппаратов (Постановление Правительства от 18.05.2017№ 596).
Ожидается, что новшества значительно удешевят услуги центров. В результате снизится и финансовая нагрузка компаний-пользователей ККТ.
Минфин считает, что курьер может не выделять в чеке НДС по товару, который он не продает, а только доставляет покупателю чужой заказ.
Обновленные нормы закона о ККТ применяются и к курьерской службе. Среди новшеств – указание в чеке (БСО) ставки налога.
Однако курьер не продает свои товары. А, если реализации товара нет, то и ставку указывать не надо.
Финансисты напомнили, что разработаны дополнительные реквизиты и форматы фискальных документов (Приказ ФНС от 21.03.2017 № ММВ-7-20/229@). ФНС опубликует соответствующие методические рекомендации, в том числе по вопросам формирования кассовых чеков.
Письмо Минфина от 21.04.17 № 03-01-15/24306
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Организация продает новогодние товары, в том числе и населению (оплата производится без применения банковских карт).
Надо ли применять ККТ при оплате товаров физлицами посредством безналичных расчетов через банки с зачислением денежных средств на расчетный счет торговой организации?
Минфин отвечает, что надо. Кассы должны применять все организации и ИП при осуществлении расчетов, за исключением отдельных случаев, установленных законом о ККТ.
Однако закон № 54-ФЗ не делает исключений в отношении применения ККТ для пользователя (продавца) при оплате покупателем товара посредством платежного поручения через кредитную организацию.
При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек (БСО) на бумажном носителе или в случае предоставления покупателем до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек (БСО) в электронной форме.
ПИСЬМО Минфина РФ от 28.04.2017 № 03-01-15/26324
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
ранее Минфин рассуждал иначе: при денежных расчетах с физлицами без использования платежных карт через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов) с последующим зачислением денежных средств на расчетный счет продавца, у последнего нет необходимости применять ККТ (письмо от 31.03.2014 № 03-01-15/14052 касалось работы интернет-магазинов).
Однако с 15.07.2016 внесены изменения в законодательство о ККТ.
Минфин считает: если деятельность продавца не подпадает под льготы, установленные законом о ККТ, то при расчетах с физлицами необходимо применять кассу.
Указанная льгота прописана в п. 2 ст. 2 закона о ККТ: организации (ИП) с учетом специфики своей деятельности или особенностей своего местонахождения могут вести расчеты без ККТ, например, при продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте.
ПИСЬМО Минфина РФ от 21.04.2017 № 03-01-15/24308
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Реализация товаров комиссионером подпадает под действие ст. 1.1 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ: организация (ИП) использует кассу при приеме и выплате денежных средств с использованием наличных или электронных средств платежа.
По сделке, совершенной с покупателем от своего имени и за счет комитента, комиссионер приобретает права и обязанности, даже, если комитент назван в сделке или вступил с покупателем в отношения.
Поэтому, реализуя товары, посредник применяет ККТ в обязательном порядке.
При этом Минфин указывает, что перечисление денег за проданный товар комитенту не относится к их приему (возврату) за поставленные товары (работы, услуги). Касса при такой операции не нужна.
Финансисты информируют пользователей также о том, что они не обязаны применять штрих-коды.
ПИСЬМО Минфина РФ от 26.04.2017 № 03-01-15/25252
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
по вопросам применения ККТ ранее давали разъяснения налоговики (письмо ФНС РФ от 20.06.2005 № 22-3-11/1115). При рассмотрении вопросов о применении (неприменении) ККТ при расчетах по займам, предоплате, посреднических операциях следует исходить исходя из условий заключенных между сторонами договоров. В каждом конкретном случае необходимо определиться, связано ли поступление сумм с продажей товаров, выполнением работ или оказанием услуг:
- если сделки совершаются агентом от имени принципала (с использованием зарегистрированной принципалом ККТ) и за его счет, то к розничной торговле следует относить деятельность принципала и уже принципал обязан применять ККТ при продаже товаров;
- если комиссионер или поверенный получают от комитента или доверителя наличные деньги в счет оплаты оказанных ими посреднических услуг (в случае, когда посредник не принимает участия в расчетах), то посредник в момент приема денег обязан выдать отпечатанный кассовый чек.
Финансисты напомнили, что кассовая техника должна обеспечивать печать фискальных документов — ФД (за исключением расчетов через интернет с использованием электронных средств платежа).
Для этого внутри корпуса ККТ должно быть устройство для печати ФД.
При этом ККТ может применяться в составе автоматического устройства — устройство для осуществления расчета с покупателем в автоматическом режиме с применением ККТ без участия уполномоченного лица организации (ИП).
Если касса используется в таком составе, то устройство для печати ФД может находиться вне корпуса кассы или внутри ККТ в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов.
Также Минфин рассказал о реквизитах кассового чека, пробиваемого платежным агентом.
Закон о ККТ требует, что в указанном случае в чеке, кроме реквизитов, названных в п. 1 ст. 4.7 закона, должны быть указаны:
- размер вознаграждения, уплачиваемого клиентом платежному агенту в случае его взимания;
- номера контактных телефонов платежного агента, поставщика и оператора по приему платежей.
ПИСЬМО Минфина РФ от 10.04.2017 № 03-01-15/21286
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
У продавца, реализующего товары населению, возник вопрос о необходимости указания в кассовых чеках суммы и НДС-ставки.
Сомнение возникло из-за противоречивого толкования вопроса применения НДС нормами НК РФ и Законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Так согласно п. 6 ст. 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам сумма налога включается в них, а на ярлыках товаров и ценниках, на чеках и других выдаваемых покупателю документах НДС-сумма не выделяется.
Согласно же п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ ставки и суммы НДС являются обязательными реквизитами для указания в кассовом чеке и БСО, за исключением случаев, установленных этим законом.
Из ответа Минфина следует, что ориентироваться в данном вопросе надо на нормы кассового законодательства (Закона № 54-ФЗ и подзаконных актов).
В законе о ККТ прописано, что НДС-ставки и суммы налога – обязательные реквизиты чека и БСО, поэтому именно эти нормы при применении кассы надо исполнять розничному продавцу.
Финансисты также отметили, что розничные продавцы в книге продаж регистрируют показатели контрольных лент (фискальных накопителей) ККТ, бланков строгой отчетности.
ПИСЬМО Минфина РФ от 27.04.2017 № 03-01-15/25767
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
статья 4.7 Закона о ККТ предусматривает освобождение от указания в чеке и БСО ставки и суммы НДС в случаях, если расчеты проводит продавец – неплательщик налога или освобожденный от исполнения этих обязанностей, а также при расчетах за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению.
Закон о ККТ освобождает от применения ККТ аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптеки.
Таким образом, амбулатории, являющиеся обособленными подразделениями медорганизаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, и расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, вправе не применять ККТ.
При этом законом № 54-ФЗ не установлено особых условий (исключений) в отношении применения ККТ аптечными организациями, находящимися вне фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, расположенных в сельских населенных пунктах.
ПИСЬМО Минфина РФ от 05.05.2017 № 03-01-15/28075
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
получается, что все остальные аптечные организации должны применять кассу.
Согласно нормам ст. 4.3 закона о ККТ перед началом расчетов с применением ККТ формируется отчет об открытии смены, а по окончании расчетов — отчет о закрытии смены.
Кассовый чек (бланк строгой отчетности) не может быть сформирован позднее чем через 24 часа с момента формирования отчета об открытии смены.
При этом Минфин отмечает, что законом не установлено ограничений на продолжительность смены меньше 24 часов, а также требований о закрытии смены в точно указанное время.
ПИСЬМО Минфина РФ от 05.05.2017 № 03-01-15/28066
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Статья 4 закона № 54-ФЗ предусматривает, что внутри корпуса ККТ должны быть часы реального времени.
Пользователи ККТ выдают покупателям при расчетах в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных законом № 54-ФЗ.
Среди обязательных реквизитов кассового чека (БСО) названы, в том числе дата, время и место (адрес) осуществления расчета.
Таким образом, в ККТ должно быть указано время в соответствии с часовым поясом адреса ее установки (осуществления расчета).
ПИСЬМО Минфина РФ от 05.05.2017 № 03-01-15/28072
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"
Закон № 54-ФЗ не предоставляет возможности организациям и предпринимателям на УСН, ЕСХН, ЕНВД и ПСН (п. 6 ст. 4.1 закона о ККТ) применять онлайн-кассы с фискальным накопителем на 13 месяцев.
Поэтому, если указанные лица применяют такой фискальный накопитель, то это является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ.
По мнению налоговиков, надо учитывать, что первая модель фискального накопителя на 36 месяцев была включена в реестр фискальных накопителей приказом ФНС РФ от 03.05.2017 № СА-7-20/339@ и в настоящее время указанный реестр не содержит ни одного экземпляра такой модели.
Лицо подлежит административной ответственности только за те проступки, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Таким образом, пользователи, применяющие фискальный накопитель на 13 месяцев, при оказании услуг, а также применяющие УСН, ЕСХН, пользователи, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД и ПСН, к административной ответственности не привлекаются.
При этом эти группы налогоплательщиков, применяющие фискальный накопитель на 13 месяцев, ввиду отсутствия или дефицита на рынке фискальных накопителей на 36 месяцев вправе применять фискальный накопитель на 13 месяцев до окончания срока действия ключа фискального признака.
Письмо ФНС РФ от 23.05.2017 № ЕД-4-20/9679@
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"