Проводя выездную проверку ФСС обнаружил, что компания платила сотрудникам в декретном отпуске пособия на детей. При этом указанные лица продолжали работать на семичасовом рабочем дне. По мнению ФСС, такое сокращение рабочего времени слишком мало, чтобы работники могли ухаживать детьми. Поэтому в зачете расходов было отказано.
Организация обратилась в суд. В обоснование своей правоты общество пояснило, что декретники работали дистанционно. Доказательств того, что в этом режиме работы они не могли ухаживать за своими детьми, фонд не представил.
Однако суды трех инстанций согласились с ФСС. Высший судебный орган (Определение Верховного Суда РФ от 23.07.2020 № 301-ЭС20-9387) их поддержал.
Судьи исходили из того, что в допсоглашениях отсутствовало указание на выполнение данными сотрудниками рабочих обязанностей именно на дому. При этом их трудовые функции предполагали обязательное присутствие в офисе и невозможность удаленной работы.
Суды заключили, что сокращение рабочего времени только на час не является мерой, необходимой для ухода за ребенком. В таких условиях выплачиваемое пособие становится не возмещением утраченной зарплаты, а мерой дополнительного материального стимулирования работника.