Научного сотрудника военно-морской академии осудили за мошенничество в крупном размере (от 250 тыс. рублей). Он оформил вычет в общей сумме 259 тыс. рублей с покупки квартиры за счет системы жилищного обеспечения военнослужащих, что делать не имел права.
Мужчина свою вину не признавал, указывая на то, что он не скрывал от налоговых инспекторов происхождение денег на покупку квартиры и даже представил документы, подтверждающие обстоятельства ее приобретения. По поводу нарушения запрета он ссылался на свое добросовестное заблуждение и ошибку налоговиков, которая привела к нарушению закона. Средства, полученные таким образом, мужчина вернул в полном объеме.
Окружной суд не нашел в доводах обвиняемого оправдания тому, что он получал вычет в течение трех лет, в то время как не мог не знать положений НК РФ, будучи научным сотрудником академии. Значит, он имел злой умысел ввести в заблуждение должностных лиц ИФНС с целью хищения бюджетных денег.
Статью 159 УК РФ, по которой мужчину признали виновным, он оспорил в Конституционном Суде.
Высшая судебная инстанция признала ошибочным толкование спорного состава УК РФ окружными коллегами. Суд указал, что по своему конституционному смыслу мошенничество в крупном размере не может быть инкриминировано за получение вычета по неподдельным документам, если их визуального осмотра достаточно для отказа инспекторами в предоставлении такого вычета.
Решения в отношения научного сотрудника, основанные на ином толковании закона, суд постановил пересмотреть.