По результатам проверки ИФНС выявила занижение обществом базы по налогу на прибыль на 1,4 млн рублей, полученных от реализации товаров в 2014 году. На этом основании инспекция доначислила компании обязательные платежи, пени и штраф.
Общество обратилось в суд. В свое оправдание налогоплательщик пояснил, что в 2011 году за ним числилась кредиторская задолженность перед ООО на 3 млн рублей, которая в 2013 году была включена в доходы. В этом же году общество вернуло неоплаченный товар ООО в счет погашения кредиторской задолженности на сумму 1,6 млн рублей, что в учете отражено в составе прочих доходов. Таким образом, произошло двойное отражение дохода в прибыльной декларации за 2013 год в сумме 1,4 млн рублей.
Однако три инстанции с выводами заявителя не согласились. Суды указали, что ООО было исключено из ЕГРЮЛ в сентябре 2012 года. С момента его исключения из реестра у общества прекращается обязательство. А сумма кредиторской задолженности включается во внереализационные доходы в периодах исключения кредитора из реестра.
В 2013 году ООО в реестре не значилось, а возврат ему товара отражен только в бухгалтерской справке. Кроме того, факт прекращения деятельности ООО исключает возможность его участия в правоотношениях по возврату товара.
Верховный Суд согласился с нижестоящими судебными инстанциями (Определение от 12.05.2020 № 310-ЭС20-6589).