За период с 20 марта по 6 мая банки получили свыше 1,4 млн запросов от клиентов на изменение условий кредитных договоров, включая кредитные каникулы. Общее количество удовлетворенных требований составило 59 процентов, а по запросам на льготный период – 63 процента. Об этом сообщил Центробанк в письме от 15.05.2020 № ИН-06-59/89.
При этом существуют и проблемы, отмечает регулятор. В рамках надзора было установлено, что:
- банки дают некорректные сведения об условиях предоставления льготного периода;
- заемщикам, которые отвечают условиям льготного периода, банки навязывают свои программы реструктуризации, зачастую менее выгодные;
- кредиторы не разъясняют разницу между льготным периодом и собственными программами;
- нет возможности дистанционного получения требований льготного периода;
- сведений о льготном периоде нет на сайте банка или они размещены не на первой странице.
В целях устранения указанных негативных моментов и повышения доступности мер помощи для заемщиков Центробанк рекомендует кредитным организациям:
- организовать фиксацию обращения заемщика с использованием его мобильного телефона;
- публиковать сведения о льготном периоде в разделах о кредитовании и другими способами информировать клиентов;
- разъяснять порядок начисления и уплаты процентов по кредиту после установления льготного периода;
- разъяснять различия между госпрограммой и собственными программами, не вводя клиента в заблуждение относительно условий;
- фиксировать выбранный клиентом способ реструктуризации;
- если заемщик не соответствует критериям получения льготного периода, сообщать ему об альтернативным вариантах.