Женщина подала иск в суд к бывшему нанимателю с просьбой признать их правоотношения трудовыми, обязать ответчика сделать соответствующую запись в трудовой книжке и выплатить долги по оплате труда.
В обоснование своих требований истец пояснила, что работала в фитнес-клубе в должности массажиста. Во время трудоустройства ей обещали официальное оформление, но за время работы трудовой договор так и не заключили. При увольнении через год работодатель не рассчитался с сотрудницей и не сделал запись о стаже в трудовой книжке.
В качестве доказательств наличия трудовых отношений истец просила опросить свидетелей, исследовать справку из фитнес-клуба, где указан размер выплачиваемой ей зарплаты, изучить сведения с интернет-сайта о записи на сеанс массажа, электронную переписку с администратором. Работодатель в свою очередь ссылался на то, что массажистка у него не работала, а только пришла как потенциальный кандидат.
Суды двух инстанций приведенные доказательства признали недостаточными для подтверждения трудоустройства и отказали женщине. В отношении подписанной работодателем справки судьи указали, что полномочия лиц на заверение и подпись этого документа не подтверждены.
Однако Верховный Суд РФ (Определение от 02.03.2020 № 5-КГ19-249) с такой позицией не согласился и отправил дело на повторное рассмотрение. Вышестоящий суд разъяснил, что следует считать признаками наличия трудовых отношений:
- обоюдное согласие сторон на выполнение сотрудником заранее определенной трудовой функции в интересах нанимателя, а также под его управлением и контролем;
- подчинение внутреннему трудовому распорядку;
- возмездный характер отношений.
Наряду с этим суды должны были учесть, что отсутствие оформленного трудового договора не отменяет возможность признания отношений между сторонами трудовыми.
Поэтому судам нужно исходить не только из конкретных документов, например, ГПД, штатного расписания, но и установить, есть ли признаки трудовых отношений, а также был ли сотрудник фактически допущен к выполнению работы.