Женщина по трудовому договору работала в филиале ООО. Через несколько месяцев после трудоустройства ей сообщили, что филиал переходит под управление ИП. По этой причине она начала работать с предпринимателем, но письменного трудового договора и других, подтверждающих трудовые отношения документов ей на руки не выдали. Кроме того, ИП систематически задерживал зарплату, не начислял районные коэффициенты, не платил страховые взносы. При увольнении компенсацию за неиспользованный отпуск работодатель также не выплатил.
За взысканием причитающихся сумм женщина обратилась в суд. В свое оправдание предприниматель ссылался, что трудовых отношений не было. Рабочий процесс строился на партнерстве. Две инстанции ей отказали. Суды учли отсутствие трудового договора, приказов о назначении, зафиксированного конкретного размера оплаты труда и признали отношения гражданско-правовыми. Но Верховный Суд нижестоящих судей не поддержал (Определение от 16.12.2019 № 44-КГ19-27).
ВС напомнил, что отсутствие письменного трудового договора не значит, что отношения нельзя признать трудовыми, если они отвечают соответствующим признакам. Согласно ТК РФ, если письменный документ не оформлен, то датой заключения трудового договора будет считаться дата допуска сотрудника к работе.
При этом нижестоящие суды не исследовали надлежащим образом все доводы и доказательства, представленные истцом в подтверждение наличия трудовых отношений. Поэтому ВС РФ отменил отказные судебные решения и направил дело на новое рассмотрение.