Женщина при трудоустройстве в организацию скрыла инвалидность. Спустя три года об этом стало известно работодателю. Он уведомил сотрудницу, а затем уволил ее по п. 11 ст. 77 ТК РФ за нарушение правил заключения трудового договора, если это исключает возможность продолжения работы.
Сотрудница обжаловала увольнение в суде и попросила восстановить ее в должности. Она пояснила, что при приеме на работу предоставила все обязательные документы. Справка об инвалидности и программа реабилитации в их число не входили. Первая инстанция и апелляция отказали в удовлетворении требований.
Верховный Суд (Определение от 09.12.2019 № 78-КГ19-46) нижестоящие решения отменил и пояснил, что документы об инвалидности не поименованы в числе обязательных (ст. 65 ТК РФ). Требовать же у соискателя предоставить дополнительные документы можно, только если это обусловлено спецификой работы, и в случаях, указанных в законе.
При этом нижестоящие суды не выяснили, есть ли какие-либо нормативные требования к здоровью для работы на должности истицы. Должностную инструкцию к делу не приобщили. Таким образом, нет подтверждения, что женщина не могла продолжить трудиться на своем месте.
Кроме того, ВС отметил, что суды необоснованно отвергли доводы о дискриминации, поскольку за три года претензий к качеству работы женщины не было. Работодатель инициировал расторжение трудовых отношений, когда она обратилась за установлением ей сокращенной рабочей недели.
С учетом приведенных обстоятельств ВС принял решение направить дело на новое рассмотрение.