В сентябре 2017 года предприниматель принял на работу парикмахера-колориста. Первого декабря 2018 года стороны заключили соглашение, по которому ИП оплачивает обучение работника, а последний обязуется проработать у него в течение года по окончании учебы. В противном случае сотрудник должен будет вернуть работодателю потраченные на его квалификацию средства в сумме 50 тыс. рублей.
На основе данного соглашения ИП составил калькуляцию стоимости курсов, на которые направил парикмахера. Выданный ей по окончании образовательного процесса сертификат был датирован 1 декабря 2018 года.
Отработав полгода после этой даты, женщина уволилась, но деньги за обучение не вернула. За защитой своих прав ИП обратился в суд. Районный суд и апелляция ему отказали.
Верховный суд Республики Башкортостан (Определение от 03.12.2019 № 33-23655/2019) указал, что условиями трудового договора не был определен период, который нужно отработать сотруднику после обучения.
А срок, указанный в соглашении от 1 декабря 2018 года, не может быть применим, поскольку он не имеет обратной силы. В частности, 1 декабря курсы уже закончились. Об этом свидетельствует дата на сертификате, а также информация из калькуляции, где сказано, что обучение составило 120 часов.
Это значит, что к 1 декабря, когда был выдан сертификат, 120-часовая учеба уже завершилась.