Продавец фармацевтической продукции заключил договор с контрагентом на поставку лекарств. В договоре прописали, что единственными приоритетными документами для определения цены продукции являются согласованные сторонами счета.
Помимо этого фирмы заключили допсоглашение, по которому покупателю предоставляется премия в виде кредит-ноты. Эту премию можно зачесть в счет задолженности по приобретенным товарам или как оплату будущих поставок.
При этом в допсоглашении отдельно указали, что премия считается независимым вознаграждением и не меняет цену продукции.
По результатам налоговой проверки ИФНС доначислила фармпродавцу 52 млн рублей НДС, поскольку он не восстановил в силу пп. 4 п.3 ст. 170 НК ранее принятые к вычету суммы налога в связи с получением премий.
Напомним, что согласно этой норме НДС надо восстановить при изменении стоимости отгруженных товаров в сторону уменьшения.
Налогоплательщик обжаловал доначисления в суде. Первая инстанция и апелляция признали, что премии за достигнутый объем покупок не являлись формой торговой скидки и, соответственно, цену продукции не уменьшали. Поэтому НДС восстановлению не подлежал.
Кассационный суд данное решение отменил, указав, что по условиям договора премия зависит от достижения объема продаж и своевременной оплаты. Это значит, что условия премии не выходят за рамки обязательств по поставке. Фактически это изменяет цену договора.
Однако Верховный Суд (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 14.11.2019 № 305-ЭС19-14421) эту позицию не разделил и оставил в силе решения судов первой и апелляционной инстанций. ВС постановил: из договоров следует, что премия покупателю не влечет пересмотра цен уже отгруженной продукции. Поведение сторон об обратном не свидетельствует.