C 2013 по 2015 год общество сдавало в инспекцию декларации по УСН, где отражало единый налог к уплате в бюджет. В 2018 году компания представила нулевые уточненные декларации за эти же периоды с просьбой вернуть излишне уплаченные налоги.
В свое оправдание относительно пропуска трехлетнего срока налогоплательщик заявил, что о переплате ему стало известно только в 2018 году при рассмотрении другого спора.
По этому делу нашли доказанным, что фирма, из которой он выделен, создала схему дробления бизнеса в целях уклонения от уплаты налогов, переведя выделенные компании на спецрежимы. Поэтому той организации доначислили НДС, налог на прибыль, а налогоплательщик, в свою очередь, решил вернуть налог по УСН.
Однако суды возвратили только налог по «упрощенке» за 2015 год, а по остальным суммам признали пропущенным трехлетний срок для обращения за переплатой.
Суды указали, что общество не могло узнать о наличии переплаты только из судебного решения в отношении компании, из которой оно выделено, поскольку уплата налога по УСН заведомо производилась им со знанием ошибочности и необоснованности таких действий.
Верховный Суд РФ не нашел оснований для отмены решений нижестоящих судов (Определение Верховного Суда РФ от 07.11.2019 № 301-ЭС19-20408).