Все новости законодательства
у вас на почте

Подпишитесь на рассылки

Все новости законодательства в вашей электронной почте

Подпишитесь на наши рассылки

Какую новую обязанность необходимо прописать в трудовых договорах

Минтруд разработал объемный документ, разъясняющий, как построить в организации антикоррупционную работу.

Цель документа

В связи с тем, что единых стандартов борьбы с коррупцией в организации не существует, ведомство предлагает использовать целый комплекс инструментов. Несмотря на то что внедрение антикоррупционной системы связано с расходами, в конечном итоге она принесет организации ощутимую пользу:

  • будет способствовать укреплению ее репутации;
  • снизит риск применения к ней санкций за подкуп должностных лиц;
  • при выборе деловых партнеров снизится ответственность компании за недолжное поведение контрагентов;
  • приведет к добросовестному поведению ее сотрудников.

Антикоррупционная политика и система локальных актов

Поскольку антикоррупционная работа должна иметь последовательный характер, Минтруд рекомендует выработать и утвердить антикоррупционную политику. Ее содержание обусловливается особенностями работы конкретной компании. Ознакомить с ней сотрудников и контрагентов компании можно, либо разместив текст на своем сайте, либо на стендах в офисе компании.

Что необходимо отразить в антикоррупционной политике:

  • ее цели и задачи;
  • понятия и определения;
  • область применения и лиц, подпадающих под ее действие;
  • обязанности всех членов коллектива по предупреждению коррупции;
  • ответственность сотрудников за нарушение политики;
  • порядок внесения поправок в политику;
  • антикоррупционные инструменты.

Разработать политику может как рядовой работник, так и структурное подразделение компании. Крупные организации, располагающие финансовыми возможностями, в силах привлечь внешних специалистов.

Участвовать в создании политики могут и сами сотрудники. С этой целью руководству необходимо информировать их о такой возможности. Утверждение антикоррупционной политики в виде локального нормативного акта (ЛНА) необходимо для выполнения его требований всеми работниками. Ознакомление сотрудников с антикоррупционной политикой должно производиться под подпись.

Кроме того, обязанность ее соблюдения следует прописать в трудовых договорах с работниками.

Определение в организации подразделения и (или) работников, ответственных за предупреждение коррупции для построения антикоррупционной системы

Главное — определить целесообразность назначения отдельных лиц или подразделений для выполнения указанной работы. Эти функции могут включать:

  • разработку проектов (ЛНА) и методичек;
  • участие в оценке рисков;
  • проведение проверок о возможных конфликтах интересов или коррупционных нарушениях;
  • взаимодействие с органами правопорядка и другими госорганами по антикоррупционным мероприятиям;
  • участие в согласовании кадровых решений и сделок;
  • проверку добросовестности контрагентов;
  • информирование, консультирование и обучение работников;
  • мониторинг изменений законодательства по борьбе с коррупцией;
  • мониторинг всех проводимых антикоррупционных мероприятий и подготовка отчетов для руководства.

Определять, кому поручить эти функции, организации следует сообразно своим возможностям. Так, крупное предприятие может создать отдельное подразделение, численность которого будет определяться пропорционально количеству работников организации. В качестве руководства Минтруд советует использовать примерное положение о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений государственной корпорации,публично-правовой компании, размещенное на сайте ведомства по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/015/1.

Для средних и малых предприятий функции могут быть возложены на сотрудников из следующих подразделений:

  • комплаенса;
  • внутреннего контроля и безопасности;
  • юридической службы;
  • кадрового подразделения;
  • внутреннего аудита и др.

Микро, малые и средние предприятия могут возложить функции по проведению антикоррупционной работы на руководителя или его заместителя.

ТАБЛИЦА: «Антикоррупционные инструменты»

Виды антикоррупционных инструментов Описание
Оценка коррупционных рисков

Примерный порядок проведения оценки:

1) идентификация рисков — определение коррупционных правонарушений, которые могут быть совершены работниками данной организации и обнаружение тех бизнес-процессов и составляющих их подпроцессов («критических точек»), в ходе которых возможно совершение таких неправомерных действий. Приоритет — получение и дача взятки, коммерческий подкуп, неправомерное использование работником своих полномочий для извлечения выгоды;

2) анализ рисков — определение способов совершения коррупционного правонарушения, круга лиц, которые могут быть вовлечены в совершение коррупционного правонарушения, уязвимостей бизнес-процессов;

3) распределение значимости рисков — оценка вероятности совершения коррупционного правонарушения на определенном этапе того или иного бизнес-процесса и возможного вреда, наносимого организации и обществу в целом в случае совершения работником  организации коррупционного правонарушения.

Принципы оценки:

1) анализу должны подвергаться бизнес-процессы, а не личностные качества сотрудников;

2) проверять на наличие коррупционных рисков все бизнес-процессы при наличии в компании ресурсов;

3) рационально распределять ресурсы. Например, в первый год оценить три направления деятельности или бизнес-процесса организации, в следующий — еще три и так далее, пока не будут проверены все бизнес-процессы;

4) обеспечить беспристрастность лиц, проводящих оценку;

5) максимально четко описать коррупционные риски;

6) увязать результаты оценки коррупционных рисков с осуществляемыми в организации антикоррупционными мероприятиями;

7) регулярность проведения оценки.

Регулирование конфликта интересов

Особенно пристальное внимание данному инструменту следует уделять компаниям с госучастием. Для частных компаний актуален в связи с противодействием корпоративному мошенничеству. Конфликт интересов не всегда приводит к негативным последствиям для организации, но такая ситуация несет в себе много рисков для организации. Даже в случае принятия решения, которое привело к положительным результатам для организации, при наличии конфликта интересов такая ситуация может привести к сомнениям в объективности со стороны работников организации, подорвать корпоративную культуру. Поэтому перед организациями стоит сложная задача по соблюдению баланса между интересами организации и личной заинтересованностью работников.

Основная задача организации по предотвращению и урегулированию конфликта интересов — это ограничение влияния личного интереса работников на их трудовые функции и принимаемые ими деловые решения. Внимание следует уделить ситуациям, при которых работник может использовать свои полномочия не для выполнения работы, а для получения личной выгоды. Организации рекомендуется определить перечень типовых ситуаций конфликта интересов с учетом специфики своей деятельности. Для этого необходимо одновременное наличие следующих обстоятельств:

1) личного интереса;

2) полномочий;

3) связи между полномочиями и возможностью получения выгоды.

Помочь в квалификации ситуации как конфликта интересов могут методические рекомендации по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и или урегулированию конфликта интересов, размещенные на сайте Минтруда по ссылке: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/15.

Стандарты и кодексы поведения

Какие задачи решает:

1) ограничивает возможные действия работника при возникновени конфликта интересов (получение подарка или предложения о работе по совместительству от организации-конкурента). Как результат — установление антикоррупционного стандарта позволит исключить попадание работника в такую ситуацию;

2) затрудняет допущение или сокрытие коррупции.

В стандарты следует включить положения, устанавливающие правила поведения сотрудников в области деловых отношений. Можно ограничиться изложением лишь основных ценностей и принципов компании. В любом случае применение типовых решений здесь нежелательно. Руководствоваться при этом можно кодексами деловой этики соответствующего профессионального сообщества. Антикоррупционные стандарты рекомендуется закреплять в ЛНА организации, с которыми работников нужно ознакомить под подпись. Лучше, если все антикоррупционные процедуры будут закреплены в одном локальном акте, к примеру, в кодексе деловой этики поведения. В этот документ также можно включить:

  • правила взаимодействия с коллегами и клиентами;
  • требования по дресс-коду и т.д.

Обязанность соблюдения антикоррупционных стандартов нужно включить в трудовые договоры сотрудников.

Для эффективности применения стандартов в них следует предусмотреть положения о применении ответственности за их нарушение. Но только тех, которые не противоречат трудовому законодательству с соблюдением принципов:

  • адекватности и соразмерности;
  • неотвратимости и отсутствия избирательного подхода;
  • детального анализа ситуаций возможного нарушения антикоррупционных стандартов исключительно на основе проверок.

В каких сферах прежде всего рекомендуется применять антикоррупционные стандарты:

  • получение и дарение подарков;
  • незаконное вознаграждение;
  • иная оплачиваемая деятельность и владение ценными бумагами;
  • спонсорская благотворительная деятельность;
  • взносы на политические цели;
  • пожертвования политическим партиям;
  • использование информации ограниченного доступа

 

Кроме указанных инструментов, при наличии финансовых возможностей вправе воспользоваться дополнительными инструментами антикоррупционной политики:

  • проверка контрагентов и антикоррупционная оговорка;
  • антикоррупционный аудит отдельных операций и сделок;
  • информирование, консультирование и обучение работников;
  • каналы получения информации о возможных коррупционных правонарушениях;
  • внутренний контроль и ведение бухгалтерского учета;
  • взаимодействие с правоохранительными органами и иными госорганами в целях противодействия коррупции;
  • участие в коллективных инициативах;
  • мониторинг эффективности реализации мер по предупреждению коррупции.

МИНТРУД РФ «Меры по предупреждению коррупции в организациях»

Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"