ФАС опубликовала письмо, адресованное нижестоящим территориальным органам по поводу определения правомерности размещения рекламы в Интернете.
Документ состоит из восьми частей.
1. Понятие рекламы и требования к ее размещению в Интернете.
Ведомство отметило, что особых требований к рекламе в сети Интернет нет, однако есть ряд общих и специальных требований к рекламе отдельных видов товаров и услуг. И те и другие установлены Законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».
2. Отличие рекламы от других, сходных с ней видов информации.
Так, согласно ст. 2 закона к таковой не относятся:
- справочно-информационные и аналитические материалы;
- перечень гиперссылок на различные источники информации. При этом исключение составляет информация в виде всплывающих баннеров с пометками типа «реклама» и т.д.;
- информация справочно-каталожных изданий с однотипным набором сведений об организациях или товарах или услугах, размещаемых, к примеру, на таких сайтах, как www.avito.ru, www.cian.ru и других;
- информация о товарах или услугах, размещенная на сайте производителя или продавца, поскольку такие сведения носят исключительно информационно-справочный характер.
При этом ведомство особо отметило опасность использования на сайтах всплывающих баннеров. Дело в том, что такой способ привлечения внимания выделяет объект среди прочих и, следовательно, является рекламой.
3. Реклама азартных игр.
Закон ограниченно допускает размещение такого рода рекламы. Согласно подпункту «б» п. 1 ч. 2.2 ст. 27 закона ее размещение разрешено на сайтах:
- зарегистрированных и специализирующихся на физкультурно-спортивных темах сетевых изданий;
- общероссийских спортивных федераций или профессиональных спортивных лиг;
- принадлежащих владельцам или учредителям спортивных телеканалов, за исключением аналогичных платных телеканалов с доступом через декодирующие устройства.
4. Реклама в соцсетях «ВКонтакте» и «Одноклассники».
Особых требований к размещению рекламы в названных ресурсах законодательство не содержит. Применяются общие требования, основными из которых являются достоверность и добросовестность при размещении. Отмечено, что при обнаружении фактов нарушения законодательства в содержании рекламы антимонопольная служба вправе направить запросы как в адрес лица, рекламирующего объект, так и в адрес владельца соцсетей.
5. Реклама через мобильные приложения смартфонов.
Такой вид рекламы приравнивается к рекламе в Сети. Поэтому к ней применяются все ограничения, действующие для рекламы, размещенной на просторах Всемирной паутины. В частности, запрещено рекламировать алкоголь, поскольку его реклама непозволительна в Интернете по п. 8 ч. 2 ст. 21 закона.
6. Информационная продукция и требования, предъявляемые к ее размещению в сети Интернет.
Так, указание возрастной категории потребителей названной продукции требуется не всем владельцам сайтов, а лишь сетевым изданиям, зарегистрированным в качестве СМИ. То есть в рекламе сайта, не зарегистрированного как СМИ, указывать возрастную категорию информационной продукции нет необходимости.
7. Реклама вина, производимого и выращенного на территории РФ, в сети Интернет категорически запрещена вне зависимости от принадлежности сайта к СМИ.
Такая реклама допустима исключительно в периодических печатных изданиях, кроме первой и последней полос газет, а также первой и последней страниц и обложек журналов.
8. Понятие рекламораспространителя и порядок привлечения к ответственности за нарушения в области распространения рекламы.
Разъяснено, что в соответствии с п. 7 ст. 3 закона распространителем рекламы является лицо, осуществляющее ее распространение любым способом, в любой форме и с применением любых средств.
С этой целью изучаются договоры с обладателями (администраторами) сайта и определяется лицо, ответственное за размещение рекламы. Именно они подпадают под понятие рекламораспространителя.
В случае выявления нарушений виновные лица привлекаются к административной ответственности.
Устанавливается наличие:
- события;
- состава нарушения;
- вины лица в совершении правонарушения.
Отсутствие всех названных событий станет причиной освобождения от ответственности.
ПИСЬМО ФАС РФ от 25.09.2019 № АК/83509/19
«О разъяснении по вопросу рекламы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет»
Документ включен в СПС "КонсультантПлюс"