С 01.01.2019 согласно п. 1 ст. 250 НК РФ к дивидендам для целей гл. 25 отнесена разница между доходом, полученным при выходе из компании или ее ликвидации, и стоимостью акций, долей или паев.
В связи с этим Минфин поясняет порядок налогообложения указанных сумм.
На случай ликвидации фирмы кодекс имеет специальное положение. Так, в пункте 2 ст. 275 НК РФ сказано, что налогоплательщик, получивший дивиденды при указанных обстоятельствах, исчисляет налог самостоятельно.
В отношении же дохода, полученного при выходе из организации, подобные нормы отсутствуют. Из этого чиновники делают вывод, что на данные суммы распространяется действие п. 3 ст. 275 кодекса. Таким образом, российская организация, выплачивая дивиденды вышедшему из ее состава участнику, как налоговый агент обязана рассчитать, удержать и уплатить в бюджет налог на прибыль.
Для правильного исчисления налоговой базы ведомство рекомендует уточнить стоимость доли при ее приобретении у самого участника. Если такую информацию получить не удастся, налог следует рассчитать без учета указанных расходов.
Чиновники также отмечают, что закон об акционерных обществах не регламентирует порядок выхода или выбытия акционеров. Документ разрешает АО приобретать размещенные им акции, а владельцам голосующих акций требовать их частичного или полного выкупа. Финансисты полагают, что налогообложение указанных сделок как операций с ценными бумагами регулируется ст. 280 НК РФ с учетом вида конкретных акций.