Компании доначислили налог на имущество за 2016 год на сумму 10 млн рублей и вменили штраф в размере 2 млн рублей. Основанием послужили результаты переоценки актива от 09.02.2016. Первоначальная цена оказалась существенно заниженной в связи с неверной классификацией здания как «прочего объекта», тогда как на самом деле оно являлось «объектом офисно-делового назначения».
Инспекторы, а вслед за ними и судьи трех инстанций посчитали, что новая цена в соответствии с законом об оценочной деятельности применяется с начала года, в котором принято решение о ее назначении. Компания настаивала, что согласно п. 2 ст. 5 НК РФ ухудшающие положения налогоплательщиков акты законодательства обратной силы не имеют. Поэтому, а также с учетом позиции КС из Постановления от 02.07.2013 № 17-П фирма посчитала, что налог за год должен быть рассчитан по данным ЕГРН на начало года.
ВС РФ направил дело на новое рассмотрение указав, что следует учесть при вынесении вердикта.
Ссылку налогоплательщика на постановление КС РФ высшая судебная инстанция посчитала несостоятельной, поскольку высказанная в нем позиция относится к результатам очередной государственной кадастровой оценки на более позднюю дату. В этом случае налогоплательщик лишен возможности заранее предусмотреть в своем бюджете увеличение налогового бремени. В спорном деле компания не могла не знать, что кадастровая стоимость занижена по сравнению с рыночной из-за допущенной при проведении оценки ошибки.
Кроме того, после издания акта о недостоверности кадастровой стоимости она не может применяться для целей налогообложения.
В указанных обстоятельствах налог на имущество должен быть определен расчетным путем на основании объективных данных о недвижимости, то есть исходя из ее рыночной цены. Для обеспечения баланса частных и публичных интересов ВС РФ предложил судам назначить экспертизу по вопросу определения стоимости на соответствующую дату.